У современного человека в настоящее время есть широчайший выбор времяпровождения. Телевидение, Интернет в самом широком понимании, чтение различной литературы, хобби от макраме до тюнинга автомобилей и ремонта квартир.
А детям, как в школе, так и дома твердят, что «надо» читать книжки. Да не что-нибудь, а желательно классическую литературу #ЭтоНашеВсё – Пушкина, Толстого, Достоевского, Лермонтова, Гоголя и т.д., до бесконечности. И здесь, поймите меня правильно, я не в коей мере не умаляю талант писателей. Они действительно создали настоящие шедевры.
Но современный темп жизни требует, максимально релевантно подходить к потребляемой информации.
Когда у подростка есть выбор читать книжки про Гарри Поттера, а может быть Стивена Хокинга про Вселенную и Время, а ему вместо этого «советуют» (реально - заставляют) читать «Руслана и Людмилу», «Преступление и наказание» или «Вий». Какие есть аргументы, кроме «ты должен» или «надо»? Самые забавные – безусловно: «вот вырастешь – узнаешь»; или «ты что хочешь безграмотным быть, над тобой смеяться будут». Вот теперь точно всё стало «понятно» ))
Кому «должен» и зачем «надо»?
Это вопрос риторический. Но здесь важно остудить пыл безумного фанатизма, и спокойно задуматься, а может у литературы «вышел срок годности», как говорит известный публицист Александр Невзоров. Насколько это всё, написанное в 18 и 19 веке, а то и ранее, актуально и важно сейчас?
И второй не маловажный момент, психологический.
Как мы знаем, не будем показывать пальцем, многие «классики» были кутилы, алкоголики, наркоманы, а также психически больные. И как «их» понять, особенно в детском или подростковом возрасте?
Нет, я серьёзно. Возьмём, как я считаю, самый безобидный вариант.
Вот попробуйте, ради интереса, почитать, например, «Руслана и Людмилу» Пушкина. Это без преувеличения очень увлекательно, только включите фантазию – похоть, пошлость и очень непростые отношения между героями, тут современные любовные романы, типа «оттенков серого» им в подмётки не годятся. Но это программа пятого класса!
За себя скажу. Например того же «Евгения Онегина» я читал, и перечитывал не однократно. И то, как произведение воспринимается в школьном возрасте, в студенчестве, или в 30 лет. Огромная разница.
Вывод простой и очевидный.
Хотите, что бы дети читали? Читайте сами.
А про «классику», тут необходим неподдельный интерес. Требуются «реальные» аргументы, а «надо» и «должен» - уберите подальше. Попробуйте сами почитать те же произведения, что и Ваш ребенок по школьной программе. Обсудите, что он понял. Разъясните незнакомые слова. Ведь многие давно не употребляются, и ребенок просто не в состоянии понять смысл написанного, а иногда и смысл происходящего в произведении. Но не заставляйте! В конце концов краткое содержание и готовые сочинения никто не отменял…