Для начала, вот такой вот текст с просторов интернета: бла-бла-бла "... Севрский договор был воспринят в Турции как несправедливый и «колониальный», как очевидное проявление неспособности султана Мехмета VI защищать национальные интересы. ..."
И вот мне интересно, а как бы вы восприняли тот факт, что к вам домой приходят люди и забирают себе, кто кухню, кто зал либо спальню, а вам для жизни оставляют балкончик на чердачке? Что-то типа этого:
При некоторых различиях на этих двух (да и многих других) картах, думаю, что общий смысл понятен - не будет больше Османской империи в том виде, в котором она многие века входила в ночные кошмары европейских правителей. И если многолетние проблемы и на Балканах, и в Триполитании, и в Хиджазе уж каким-то образом и примирили османских обывателей и политиков с мыслью (для кого-то горькой, для кого-то облегчительной), что ВСЕ земли, которые не в метрополии, уйдут, то вот пассаж о разделе земель Малой Азии как-то не по душе пришёлся общественному мнению. Это я дипломатично выражаюсь "пришёлся не по душе". Турецкие же мужички за ружья и сабли схватились. Но это после, а мы рассмотрим пока день 10 августа 1920 года. Вот эта вот четвёрка турецких джентльменов
прибыла во Францию, чтобы официально оформить "свидетельство о смерти" Османской империи. Человека в феске зовут Дамат Мехмед Ферид-паша (Damat Ferid Paşa). На тот момент он являлся великим визирем Османской империи уже в третий раз. При чём день предшествовавшей отставки и день нового назначения на должность визиря порой совпадали. И помогала ему в этом, видимо, приставка к имени - Дамат. В принципе, в турецком языке она значит: "жених", а потом уже и "зять". Ну, зять и зять, чего уж тут такого? Нееет. Зять он не простой, а самого императора Мехмеда VI. К слову сказать, в Османской империи "Дамат" являлось как бы титулом, и приставлять его к своему имени могли только императорские зятья. И вот в один недобрый для Мехмеда VI день сей "славный" зять готовится подписать договор, который одним махом оттяпает у его шурина, и по совместительству, сюзерена, территорию ажно в 1 миллион 219 тысяч очень даже квадратных километров, на которой на тот момент проживало 10 250 000 человек. Как вам зятьковский подарочек?! :)
Собственно, есть у меня подозрение, что Мехмед VI не был осюрпрайзен подобным актом. Скорее всего, сам и согласился на подписание Севрского соглашения. Типа, "а чего делать? мы же окружены и оккупированы. У нас руки связаны." Только вот малая группа турецких военных в сивасских горах во главе с Мустафой Кемалем придерживалась мнения иного. Мнения, что можно и должно дать отпор. И с этим самым отпором они успешно справились.
Впоследствии, когда уже турецкий народ победил в Освободительной войне, он отблагодарил последнего визиря Османской империи за его подпись под Севрским договором тем, что объявил его предателем родины и выслал из страны. И убыл Дамат Ферид Паша доживать свой век в Ницу, где и почил в бозе 6 октября 1923 г.
Если же пытаться быть справедливым, жизнь этого человека включает в себя и 45 с гаком лет службы отечеству. Службы и честной, и не очень. Числился он в штате посольств в различных странах, был и губернатором. И дел хороших много сделал. И железные дороги строил, и палеонтологические музеи открывал (есть у него такой штрих в биографии). Старался очень много в деле "европеизирования" общества. По словам престарелого уже Талата-Паши: "В деле "быть а-ля-франга" наш Дамат перещеголял даже самих французов". Но в жизни, к сожалению, бывает и так, что десятилетия твоей верной службы родине ты сам перечёркиваешь одной лишь необдуманной подписью. Да уж...