"Гёбен" и "Бреслау". Нет. Вот так: линейный крейсер «Гёбен» (SMS Goeben) 1911 года постройки и его ровесник лёгкий крейсер "Бреслау" (SMS Breslau).
Вот они, эти красавцы.
Спроси у нынешних турков про них, мало кто ответит что-либо вразумительное. Но если сказать им крейсер "Явуз" (Yavuz Kruvazörü) и крейсер "Мидилли" (Midilli Kruvazörü), эти два имени знает каждый из турков. И вот тут они разделятся на два лагеря, ибо всё неоднозначно с этими крейсерами - и с тем, как они встали под османский флаг, и тем, ЧТО они делали у российских черноморских берегов, будучи под османским флагом, но полностью под германским командованием и с полностью германским же экипажем...
...а вот тут по порядку.
1 августа 1914 года Германия и Российская Империя официально вступают в войну друг с другом.
2 августа 1914 года Германия и Османская Империя подписывают союзный договор.
3 августа 1914 года османское правительство отдельным документом объявляет о своём нейтралитете, что немцам ну вот никак не в жилу. По их мнению союзник должен воевать, а не отсиживаться где-то там. Каких планов громадьё немцы строили в русле "затащить осман в заварушку" уже так сразу и не скажешь. Очевидно, что средиземноморский поход "Гёбена" и "Бреслау" был одним из таковых. И то верно, если не знаешь, где клюнет, закидывай много удочек.
Про средиземноморский прорыв этих двух крейсеров можно сказать однозначно, что немецкие морячки словили кучу адреналина, когда уходили от английской погони. Это было что-то героическое. Видимо, Голливуду (эх, не был бы он англофильским) следовало бы снять по этому поводу что-либо эпичное.
В общем и целом, не догнали бриташки немецких морячков. По поводу неудачи с поимкой германских крейсеров тогдашний Лорд Адмиралтейства Черчилль сказал: "... она (неудача) принесла больше смертей, горя и разрушений, чем когда-либо причиняли действия кораблей», а возглавлявших погоню английских офицеров кого отстранили от должностей, а кого отдали под трибунал. Но это - не наша история. Наша продолжилась в Стамбуле, куда 16 августа привёл эти военные корабли командир "Гёбена" Вильгельм Антон Сушон. Факт того, что османы нарушили какие-то там международные договоры и позволили германским военным кораблям пройти проливы, ставил осман перед страхом быть втянутым в войну, которую чрезвычайно сильно ослабленная в двух предыдущих войнах османская экономика не потянула бы. Немцы хитренько так намекнули, что "какие, мол, германские корабли? Ничего не знаем. Вот вам два турецких крейсера! Мы как бы их османам продали. А то, что эти крейсера прошли проливы, будучи под германским флагом, то... Упс! Извиняемся, не доглядели." Видимо, официальному Стамбулу данная брошенная соломинка пришлась во вкусу, и предстали миру два новеньких османских крейсера "Явуз" и "Мидилли". Понятное дело, у осман не было ни обученного экипажа для этих двух боевых кораблей, ни боевых офицеров. Не беда, говорят немцы, пусть пока наши морячки побудут у вас, осман, на службе, а там вы и своих ребят обучите не спеша. А через месяцочек усилиями германского военного советника в Османской империи Отто Лимана фон Сандерса, император 23 сентября 1914 года назначает Сушона главнокомандующим военно-морскими силами Османской империи. Как бы, гамбитик разыгран. Всё остальное - дело техники. Одним - вот очень недобрым - днём Сушон уводит эскадру в темноту Чёрного моря, имея по его собственным словам целью "... Вынудить Османскую Империю, даже против её воли, начать военные действия в Чёрном море против её исконного врага — России». ... далее уже будут и война, и закат Империи, и зарождение нового государства - Турецкой Республики.