К началу ХХ века молодые европейские львы, Италия и Германия, всё больше и больше начали поднимать голос в пользу передела колониальных земель. Конечно же, старые колониальные державы вот уж совсем не горели желанием отдавать свои лакомые территории на чёрном континенте. А вот против того, чтобы Италия отгрызала какие-то африканские куски от земель, которые находились под протекторатом Османской империи, никто из матёрых европейских стран-колонизаторов не возражал. Подозреваю, что даже и радовались тайно. Триполитанская война для османского обывателя может быть и началась неожиданно, но итальянцы-то к ней готовились исподволь. Лет за 10-15 до срока "Эн" они начали заключать разного рода тайные договора с большинством европейских государств о непротиводействии итальянцам и непомощи османам, буде война начнётся. В самой Триполитании пошла активная экономическая экспансия, поддерживаемая Banco di Roma.
И если невооружённым глазом видно, что Италия готовилась к войне, то с действиями осман в Триполитании что-то неладное вырисовывается. Иначе как объяснить, что большая часть из расквартированных тут османских дивизий непосредственно перед началом Триполитанской войны была отправлена в Йемен на подавление восстания имама Яхьи и назад возвращена не была, несмотря на решительные и неоднократные возражения тогдашнего руководителя Триполитанского вилайета Мюшира Ибрагима Паши? Как объяснить, что по бюджету 1910 года выделялось средств на содержание всего-лишь одного кавалерийского полка? Как объяснить, что визирь Ибрагим Хаккы Паша перед самой-самой войной отстранил от руководства триполитанского вали? Того самого Мюшира Ибрагима Пашу. Ясно же, что дело тёмное. Да и политические подковёрные игры в Европе, связанные с этой самой войной, туману напускают дай боже. Самым большим вопросом остаётся: а где же была всё это время османская эскадра? Когда уже началась война, почему из метрополии не отправлялись свежие войска для пополнения?
Дела дошли уже до такого состояния, что передовые османские офицеры - главным образом из столичного штаба - во главе с зятем императорской семьи Энвер Беем, решили, что надо действовать. Ситуация была такова, что ехать в открытую и скопом было нельзя. (Злые языки говорят, что от Австро-Венгрии и Британии поступил прозрачный намёк, что ежели Порта отправит в Африку хоть что-то, то не миновать вмешательства европейских стран). Решили пробираться тайно и поодиночке.
В частности, Мустафа Кемаль добирался до Триполитании через Британский Египет под видом "журналиста Шереф Бея". Через некоторое время после того, как выехал из Александрии, по дороге заболел, был вынужден сделать некоторую остановку и добрался до театра военных действий несколько позже.
Что делали османские "ихтамнеты" уже на землях Триполитанского вилайета и как воевали постараюсь описать в другой статье. Пока же слова Энвер Бея сказанные им одному из СМИ: "Когда я прибыл сюда, то нашёл здесь всего-лишь около 900 пустынных воинов. Сейчас же под моим руководством находятся 16 тысяч обученных солдат."