Найти тему
Пароход Онлайн

Главный нарколог области: «Одного пугает тюрьма, а другого даже три передозировки не остановят»

Что делать с российским алкоголизмом - вопрос, наверное, извечный. С пагубными пристрастиями у нас активно борются в высших эшелонах власти – только чаще, к сожалению, на словах. Люди, которые предпочитают помогать зависимым людям делом, обычно немногословны. Вот и создатели реабилитационного центра «Маяк», что в двух километрах от окуловского посёлка Торбино, десять лет тихо делают своё дело. Количество людей, которым они помогли, уже исчисляется тысячами.

Корреспондент «Пароход Онлайн» встретился с главным человеком в этой истории. Именно он придумал систему, решающую проблему, которая, казалось, была и будет в нашей стране всегда.    

Главный нарколог области и по совместительству главный врач «Катарсиса» Владимир Стрельцов знает в «Маяке» каждый сантиметр, кирпичик и даже травинку.

– Начиналось всё так, – начинает рассказывать Стрельцов. – Мы искали место под этот центр, посетили Демянский, Старорусский и Окуловский районы. У нас была идея сделать центр на месте освободившейся воинской части. Некоторые главы районов отнеслись к такой идее довольно прохладно, даже скорее настороженно. Окуловский глава поддержал нас, и мы приехали посмотреть участок под Торбином – бывшую военную часть ПВО. Нас ждало, конечно, печальное зрелище – крыша протекала, полы были вскрыты, все рамы вынесены. Но мы решили, что с чего-то начинать надо. Первоначально наш трудовой десант состоял из врача и трёх-четырёх пациентов из новгородского стационара «Катарсиса». Я тоже провёл тут очень много времени. Мы приезжали на одну или две недели – работали, так сказать, вахтовым методом. Воду носили с озера. Так и начинали отвоёвывать эту землю, завозили стройматериалы. Потом перекрывали крышу. Сами – врачи, психологи и больные. Потому что нельзя призывать к каким-то трудовым подвигам и оставаться в стороне. Чтобы не было двойных стандартов, мы работали, жили и ели в тех же самых условиях. В какой-то мере нас тогда поддержала исполнительная власть – понемногу стали выделять средства. Но, опять же скажу, всё, что связано со строительством – делают сами пациенты.

Ещё нам пришлось менять всю канализацию, водопровод, поставить водонапорную башню, провести электричество. Котельную новую построили.

Первое время было трудно, потому что у нас не было лечебных программ и помощников из числа бывших наркоманов. Хочу сказать, что мы никого не заставляем проходить реабилитацию в центре. Если ты не хочешь – то двери всегда открыты. Это всё добровольно.

– Расскажите о том, как проходит реабилитация в «Маяке»?

– Тут всё очень просто. Если нет законченной технологии лечения зависимых, то будет большой процент срывов. И в России только 5,6% стационарных больных идут на реабилитацию. То есть, они говорят, что неотложное состояние закончилось – «у меня всё нормально, я пошёл». В Новгородской области процент согласившихся на лечение в два раза больше – 12%.

У нас есть принцип – то, что мы предлагаем пациенту, должно быть ему привлекательно. А мы предлагаем трезвость. Мы должны донести до человека, что можно изменить свою жизнь, стать ответственным и счастливым. Для этого необходимо создать достойные условия вокруг. Ведь оттого, как мы обустроим свой маленький внешний мир, будет зависеть состояние внутреннего. Лучшая забота о пациенте – это создание условий, чтобы он лучше позаботился о себе сам. А мы всегда будем рядом.

За время пребывания здесь пациенты могут стать плиточниками, штукатурами и ещё кем-то. Мы даже заключаем договор с маловишерским профтехучилищем и оплачиваем обучение. Люди становятся поварами, сисадминами, трактористами, сварщиками. Во время обучения и после, в течение трёх месяцев, человек работает у нас в центре.

Ещё у нас в центре пишут дневники. Это очень тяжело, ведь даже независимого человека тяжело заставить что-то писать о своих переживаниях и боли. А здесь это ещё и обсуждают, делятся. Это стресс и вызов для пациентов, но когда они в это втягиваются, то эти эмоции становятся для них более понятными. Приходит понимание, что они не заложники алкоголя или наркотиков во время сложных ситуаций.

Всё это очень важно для того, чтобы люди верили в то, что можно отказаться, потому что у нас тут – живые примеры этого.

Каждую неделю к нам в центр приезжает психолог. Тут работают социальные работники из числа бывших наркозависимых. Сейчас их принято семь человек, они работают на стационаре.

Полную версию интервью читайте на сайте «Пароход Онлайн»