Как показывает практика ритейла, использование сканера для чтения штрихкода уменьшает количество ошибок и ускоряет пробивание чека в среднем на 30% по сравнению с ручным вводом данных. Поэтому первое, о чём следует задуматься владельцу или администратору торговой точки, когда он видит, что его покупатели слишком долго ожидают в очереди на кассу, — это покупка такого устройства.
Сканеры штрихкодов для ритейла обычно классифицируют по трём основным признакам. По типу подсветки штрихового кода и считывателя они делятся на светодиодные, лазерные и фотосканеры. По типу считываемых штрихкодов — на одномерные (1D) и двумерные (2D). По формфактору — на ручные, стационарные и комбинированные. Выбор конкретного устройства зависит от условий зименения, требуемого быстродействия и системы маркировки, которую используют в торговой компании.
Если стоит задача подобрать наиболее бюджетный вариант, следует обратить внимание на светодиодные сканеры (или CCD). Устройства этого типа появились на рынке первыми, в 1974 году, и стали широко применяться в торговле с начала 1980‑х. Такие сканеры обычно несколько уступают лазерным по скорости сканирования и способности считывать повреждённые штрихкоды или штрихкоды на искривлённой поверхности (хотя более дорогие современные модели по этим параметрам приближаются к лазерным). Дальность сканирования у них небольшая — обычно 5–8 см, хотя у дорогих моделей может достигать 15 см.
Лазерные сканеры используют для подсветки штрихкода маломощный лазер. Они лучше справляются с повреждёнными штрих кодами и способны производить считывание с расстояния 15–30 см (отдельные модели -даже с большего).
Фотосканеры (или имиджевые, от англ. image — «картинка») по принципу действия сильно отличаются от лазерных и светодиодных. Фотосканер буквально фотографирует штрихкод, а затем распознаёт его — подобно компьютерной программе ABBYY FineReader.
Его плюсы:
может прочесть даже сильно повреждённый штрихкод;
содержит мало подвижных деталей, поэтому более прочен по сравнению с лазерным сканером;
умеет считывать штрихкоды с экранов смартфонов и планшетов покупателей (это даёт возможность проводить акции и предоставлять скидки при предъявлении электронного купона).
Вторая классификация сканеров — по типу штрихкодов, с которыми они умеют работать. По этому принципу устройства можно разделить на линейные (1D-сканеры) и двумерные (2D-сканеры). Линейные штрихкоды появились первыми, стандарт по их применению Национальная ассоциация сетевого продовольственного ритейла США приняла ещё в 1973 году. Двумерные штрихкоды (Data Matrix, QR и др.) стали входить в обиход с конца 1980‑х. Они способны нести гораздо больше информации о товаре.
И в классе светодиодных, и в классе лазерных сканеров есть отдельные устройства, которые рассчитаны на работу с двумерными штрихкодами, но полноценно с 2D способны работать только фотосканеры. Это единственный тип сканеров, который может распознавать все виды двумерных штрихкодов. Так, некоторые лазерные устройства, например, умеют читать QR-коды, но по качеству считывания всё равно уступают фотосканерам.
До недавнего времени в российском ритейле преобладали 1D-сканеры. Однако доля 2D-сканеров стала расти в связи с законодательным требованием к рознице отчитываться о продажах алкогольной продукции через ЕГАИС с 1 июля 2016 года (182‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), поскольку маркировка алкоголя производится объёмными штрихкодами. В 2016 году 2D-сканеры заняли почти 70% российского рынка.
Ещё 4–5 лет назад наблюдался большой разрыв в стоимости между 1D- и 2D-сканерами. Причина в том, что основными поставщиками двумерных сканеров на российский рынок выступали американские Honeywell и Zebra. После заметного ослабления российской национальной валюты в 2014 году рублёвая стоимость этих устройств возросла, и на наш рынок стали активно выходить со своей продукцией ранее неизвестные китайские и тайваньские производители. Некоторые отечественные производители также предложили свои устройства (АТОЛ со сканерами для наиболее массового сегмента — бюджетного — в их числе).
За последние годы с рынка сканеров практически исчез средний ценовой сегмент. Часть потребителей переориентировалась на бюджетные решения, особенно там, где скорость сканирования не имеет принципиального значения (заведения с небольшой проходимостью). Крупные же игроки в ритейле предпочитают покупать более производительное оборудование премиум-класса.
Сегодня в премиум-сегменте стоимость 1D-сканера начинается от 6 000 рублей,2D-сканера — от 6 650. Что касается бюджетного сегмента, то можно ориентироваться на цену в 2 500 рублей за 1D-сканер и в 3 800–5 000 рублей за 2D-сканер.
В ближайшие годы следует ожидать нового всплеска спроса на 2D-сканеры. В планах Правительства РФ создать национальную систему маркировки товаров — с целью обеления розницы и выявления контрафакта. Система в перспективе распространится более чем на 50 категорий товаров. Маркировка будет производиться двумерным штрихкодом; соответственно, ритейлу придётся обзаводиться 2D-устройствами для сканирования.
На рынке сканеров происходят и другие изменения. К примеру, в последнее время в России всё большей популярностью пользуются беспроводные сканеры, область применения которых довольно широка: они используются не только в кассовой зоне, но также при приёмке товаров и для учёта их на складе. Набирают популярность и светодиодные сканеры, которые раньше были недооценены розницей: они полезны для администрирования программ лояльности, поскольку могут считывать информацию с экранов смартфонов, скидочных карт, купонов и т. д.
Рынок сканеров довольно обширен. Главное — понимать, каковы потребности компании. К примеру, если устройство будет использоваться на складе, есть смысл приобрести беспроводной сканер. Если в «магазине у дома» с низкой проходимостью — достаточно ручного проводного. Если в супермаркете — можно выбрать настольный сканер. Если в гипермаркете с большой проходимостью — скорее всего, потребуется встраиваемый сканер с несколькими сканирующими плоскостями (большие биоптические модули встраиваются в вертикальную и горизонтальную поверхности), а возможно, и с весовым модулем, который позволит кассиру не только считать информацию о товаре, но также определить его вес.
Автор: Анна Куркина, менеджер по продукту компании «АТОЛ»