В переводе с языка Саамов название хребта Муста-Тунтури, что на Кольском полуострове означает "Черная Гора". Возможно, так когда-то и было. Однако время и история внесли свои коррективы в справедливость этого названия. После событий, разворачивавшихся здесь с 1941 по 1944 год, название стоило бы сменить.
Почти сразу после начала Великой Отечественной войны часть немецкой армии была переброшена на Кольский полуостров и прибыла на него 29 июня 1941 года. О его географических особенностях отлично знали все, поэтому костяком наступления с запада стали горные егеря. Пожалуй, эти отряды солдат, отлично знающих особенности ведения боевых действий в гористой местности были единственными, у кого были хоть какие-то шансы на успех... Однако...
Хребет Муста-Тунтури — не только самая северная часть фронта Второй Мировой. Это еще и единственное место, в котором линия фронта с первого по последний день своего существования не сдвинулась на ни метр. А теперь просто представьте себе, что в самом широком ее месте расстояние между частями советской и немецкой армий не превышало 50 метров! А в некоторых точках была меньше 30 метров. И здесь, на этом крошечном пятачке земли в течение 4 лет постоянно шла стрельба и рвались снаряды.
За эти четыре года люди сильно изменили природный ландшафт. С обеих сторон появились ДОТы и окопы. С немецкой — колючая проволока, дорога, существующая по сей день, укрепления, прорытые прямо в горном массиве, одна из самых длинных в истории канатных дорог длиной больше 80 км — инженерное чудо по тем временам, нельзя не признать этого факта. Никто доподлинно не знает, почему с советской стороны укрепления ограничивались каменными сооружениями, прикрытыми двойной стальной броней, возможно дело в том, что наши войска находились на стороне полуострова, в то время как немецкие — с континентальной. Им было проще организовать доставку бетона и колючей проволоки, которая тоже есть только на "немецкой" части хребта, в то время как каждый сухарь, попадавший солдатам Красной Армии доставлялся сюда морем.
Заполярье, суровый климат, четыре года. С первого взгляда сложно понять зачем Советскому Союзу вообще было так держаться за это место и зачем Германия так стремилась его заполучить. Однако это было одно из самых стратегически важных мест на всем восточном фронте Второй Мировой — все морские конвои союзников проходили тут. Тот, кто контролировал полуостров Рыбачий, контролировал Арктику.
Обо всем, что здесь происходило можно рассказывать очень долго, но это надо увидеть своими глазами. Именно поэтому создатель музея, находящегося прямо тут, всех новоприбывших сначала отправляет на гору — посмотреть как это было, а лишь потом приглашает на лекцию. Самую эмоциональную из всех, что мне доводилось видеть. Возможно, дело в том, что он лично участвовал во всех поисках свидетельств событий тех лет. Возможно, в том, что россыпи гильз и целых патронов, до сих пор покрывающих землю, производят неизгладимое впечатление — именно из-за них гора буквально покрыта ржавчиной, и их количество впечатляет несмотря на то, что почти каждый приехавший сюда забирает домой кусочек прошлого.
Я сознательно не стал публиковать здесь фотографии следов войны. Они не покажут того, что вы увидите, спустившись в окоп, взяв в руки чеку от гранаты, попробовав спрятаться за искореженный взрывом бронированный щит. Просто приезжайте сюда сами и ощутите контраст невероятной красоты природы и неописуемого ужаса войны.