Новая власть сжимает кольцо вокруг бывших руководителей страны
Начавшаяся сразу после смены власти в Армении борьба с коррупцией приобрела всеохватный масштаб. Очень быстро стало ясно, что никто не застрахован от визита плечистых парней в масках – бойцов спецназа Службы национальной безопасности.
Солдатскую тушенку скармливали зверям из домашнего зоопарка – медведям и тиграм, по соседству с которыми, как выяснилось, коротали на цепи свои дни должники, взявшие деньги у Манвела, его родных и близких и не сумевшие рассчитаться в срок…
«Хорошо еще, что не скармливал этих несчастных своим тиграм», – невесело шутили в те дни в Армении. Манвела арестовали, было возбуждено уголовное дело и против его сына, которого любящий папаша «назначил» мэром родного Эчмиадзина. В мэрии нашли огромные злоупотребления. Григорян и его сын арестованы, супруга генерала также находится под следствием. Республиканская партия, поначалу пытавшаяся защитить «своего мерзавца», после демонстрации видеозаписи обыска в доме генерала немедленно дала согласие на лишение его депутатской неприкосновенности.
Перечислить все аналогичные случаи невозможно – просто места не хватит, потому что громкие разоблачения случаются практически ежедневно. Важно отметить, что правоохранительные органы стали все ближе подбираться к бывшим руководителям страны.
Вначале был взят под стражу бывший начальник службы охраны Сержа Саргсяна Вачаган Казарян. У него нашли 5 миллионов долларов, происхождение которых более чем туманно. Кстати, годовой бюджет третьего города республики, Ванадзора, составляет лишь 4 млн долларов… Уже в середине июля появились данные о том, что правоохранительным органам удалось выявить и конфисковать около 40 млн долларов. На днях это подтвердил в ходе своего визита в Сюникскую область и премьер Никол Пашинян. Правда, точной цифры он называть не стал, заявив, что опасается «привести неточные данные» Однако пообещал, что в скором времени правительство подведет итоги начального этапа борьбы с коррупцией и обнародует официальные данные. При этом Пашинян добавил, что «потрясен циничностью расхитителей». Пока же все конфискованные средства хранятся в Центробанке и могут быть внесены в бюджет лишь после того, как их происхождение будет официально признано незаконным по решению суда.
Дважды был подвергнут приводу в Службу нацбезопасности брат экс-президента Сержа Саргсяна, Александр (Сашик) Саргсян. Молва упорно утверждает, что в период правления прежней власти в стране невозможно было основать бизнес без того, чтобы не отдавать этому человеку половину своих доходов. Не случайно его называли «Сашик 50-50». Понятно, что это стало причиной ухода многих предпринимателей из Армении. Как заметил советник премьера Артак Манукян, «операции СНБ и полиции показали, что в предшествующие годы была украдена сама возможность развития национальной экономики». В фокусе внимания правоохранительных органов оказался и другой брат Сержа Саргсяна – Левон. В возглавляемом им благотворительном фонде «Пюник» выявлены факты регулярного уклонения от налогов. Кроме того, у сына Левона, Нарека Саргсяна, было конфисковано почти 7 млн долларов. Сам Левон, его сын и дочь Ани были привлечены в качестве обвиняемых в рамках сразу нескольких уголовных дел. Но еще до этого прошел слух, что Левон Саргсян, видя, к чему дело идет, сбежал в Бейрут и теперь заочно арестован и объявлен в розыск…
Противники новой власти утверждают, что происходящее – не более чем «шоу», что правительство, не имея возможности обеспечить гражданам «хлеб», отвлекает их от насущных проблем «зрелищами». Иначе почему же многие громкие задержания не завершаются арестами? Но тут следует обратить внимание на некоторые нюансы. Во-первых, глава СНБ Арур Ванецян (кстати, до него ни один начальник спецслужбы не пользовался столь высокой популярностью в народе) сообщил, что в службе ощущается недостаток кадров.
Аналогичное положение – в следственных управлениях полиции и прокуратуры. По имеющимся достоверным данным, «следаки» сегодня работают буквально день и ночь и, конечно же, отстают от активности оперативных служб. Потому что одно дело – послать спецназ и навести дрожь на объект проверки, и другое – доказать факт коррупции. Ведь тут, как правило, замешано множество людей, отнюдь не все желают подтверждать свое участие в различных коррупционных схемах даже в качестве пострадавших, ведь ответственность нести все же придется, как, впрочем, и доплатить недоплаченные в бюджет, отданные «крыше» средства. Вероятно, правительству следовало бы подробно изучить эту ситуацию и принять определенные решения, которые законным образом позволили бы освободить «пассивных» участников коррупционных сделок от ответственности.
Кроме того, сам упрек в том, что правительство действует из соображений политической, а не экономической целесообразности, не выдерживает критики. Потому что, во-первых, активная и публичная борьба с коррупцией уже значительно улучшила международный имидж Армении. Так, закрытая ныне покойным американским миллиардером Кирком Керкоряном программа «Вызовы тысячелетия» может быть возобновлена. Напомним, Керкорян, не без труда добившийся возможности направлять в Армению на реализацию различных программ очень большие средства, отказался от этой идеи, когда стало ясно, что деньги просто разворовываются. Более того – указал в завещании, что существующая армянская власть не должна получить ни цента. Теперь положение изменилось. И, как заметил американский посол в Ереване Миллз, американские инвестиции могут значительно увеличиться, если станет ясно, что для бизнеса созданы «равные условия». Схожие заявления звучат и из Европы.
Что касается политической стороны вопроса, то понятно, что любые действия любой власти не политическими не могут быть по определению. Тем более что нынешнее правительство является временным, постоянным оно может стать только после предстоящих досрочных выборов в парламент, которые изменят нынешнюю расстановку политических сил в стране. Очевидно, что сохранить нынешний уровень народных симпатий без серьезных социально-экономических реформ не удастся, и активная, «на публику» борьба с коррупцией крайне необходима Николу Пашиняну для того, чтобы окончательно разгромить и деморализовать «бывших». Пока это удается делать с блеском, но как долго продлится такая ситуация? Между тем, правительство не может решить вопрос с внеочередными выборами без изменения Избирательного кодекса, что, в свою очередь, может войти в противоречие с некоторыми конституционными положениями. Поэтому работа на законодательном поле предстоит немалая. В любом случае страна остро нуждается в инвестициях и расширении торгово-экономических связей со всеми своими партнерами – Россией, Евросоюзом, США, ЕАЭС… И решать актуальные для граждан вопросы придется до наступления зимы, когда жизнь становится тяжелее, а ожидания граждан соответственно возрастают. Пока же удалось лишь несколько снизить тарифы на электроэнергию и газ для ряда категорий необеспеченных граждан. Преференции получат около полумиллиона человек. Это, конечно, немало, но этого явно недостаточно без хотя бы символического повышения пенсий и минимальной зарплаты. Но средств для этого у власти пока нет.
Армен Ханбабян