Март 2014 года. В центре Киева стоит Майдан, Янукович сбежал, новую власть представляет временный президент Турчинов, Крым уже российский. Пассажирский самолет, прибывший из Москвы в киевский аэропорт Борисполь, сразу после приземления берут в кольцо два десятка украинских пограничников с автоматами. Пассажиры спускаются с трапа в автобус, а вокруг стоят цепью военные в камуфлированных "афганках" лесной расцветки, с автоматами Калашникова и штык-ножами на ремнях. Забавные они ребята, эти украинцы. Они думают, что в пассажирском самолёте может быть российская штурмовая группа, посланная для захвата Киева?
На паспортном контроле все паспортисты не в форменных рубашках или кителях, а тоже в полевом камуфляже. Ну это-то зачем? Может, у них ещё под столами автоматы и противогазы?
Почти всех россиян от паспортного контроля препровождают к какому-то кабинету. Там старший лейтенант (или у украинцев он как-то по-другому называется, не знаю) проводит выяснительные беседы. Мне он сначала заявляет, что вынужден отказать во въезде, так как у меня нет подтверждений моей финансовой состоятельности. Во второй части беседы, в ходе которой я показал две банковские карты, всё-же соглашается впустить. С виду всё строго, хотя несерьёзность происходящего видна во всём - и пограничникам, которые беседы проводят как-то несвязно, сами не зная о чем и зачем, так и пассажирам. Война на востоке ещё не началась, все ещё не так серьёзно.
Киев - нормальный постсоветский город. Абсолютно нет ощущения, что находишься за границей. На улицах и в общественном транспорте главная тема разговоров - будет ли "вторжение". Остановится ли Путин в Крыму или двинется дальше? Не побоится ли американцев? Да и будут ли американцы его сдерживать?
Самое интересное в центре. Баррикады начинаются на прилегающих к Майдану улицах.
Несмотря на победу, Майдан не расходится, баррикады не разбирают. "Самооборона Майдана" патрулирует площадь и дежурит по периметру. Зачем стоят - уже сами не знают. Януковича выгнали, но те, кто пришёл вместо него тоже народ не устраивают.
В центре Майдана стоит новогодняя ёлка, завешанная лозунгами, флагами и прочей наглядной агитацией. Сюжет портрета Путина-Гитлера не оригинален, но снабжён пояснительной надписью. Однако, надпись "бандеро-хунтовским" стереотипам не соответствует.
А на обратной стороне ёлки так и вообще что-то совсем уж... Вот, сами почитайте. Россия, как известно встала, но не так как ожидали майдановцы. В конце апреля, когда начались пророссийские мятежи на востоке, эта надпись может быть ещё висела. К русским, кстати относятся абсолютно без агрессии, как к своим. Война на востоке ещё не началась.
А вот Путина здесь не жалуют.
Площадь укреплена в несколько линий.
Майдановская артиллерия.
Объявления.
Надписи.
Настроения у обитателей Майдана духоподъёмные. Каждый час играет гимн Украины. На сцене сменяют друг друга ораторы, которые то радуются победе народа, то призывают выгнать ещё кого-то, то ругают Путина, то предсказывают крымчанам проваленный курортный сезон 2014 года и всякие несчастья. Какой-то особо умный оратор рассказывает про Россию, про приватизацию 90-х годов, про Кавказ, но видно, что предметом не владеет.
Дом Профсоюзов сгорел ещё до Нового года.
На палатках названия городов. Представлена вся Украина. Были палатки и из Донецка. Тогда это было просто название одного из украинских городов, так же как Днепропетровск, Харьков, Чернигов или Львов. Донецкая окраина ещё не взбунтовалась.
На ёлках висят забытые в повстанческом угаре новогодние украшения.
На Крещатике, заставленном палатками работают кафе и магазины. Можно сидя в кафе смотреть на палатки, баррикады и горящие бочки. Это примерно как в дубайском аэропорту пить виски в баре и слушать намаз по громкоговорителю.
Правый Сектор занят делом - осаждают Верховную Раду. Этой ночью они пытались ворваться внутрь, но двери оказались заперты, штурма не вышло.
На вид какие-то пионеры, играющие в "Зарницу".
Интересно, где они потом были. Перебесились и сидели по домам, или воевали на востоке? "Правосеки" участвовали в боях, но не так массово, как добровольческие батальоны. Отдельные члены Правого Сектора примкнули к этим батальонам. Но это было позже. А сейчас они ходят по центру, восторженные, сознающие собственную значимость, возбуждённые весной и движухой.
Окна турагентства. Крым - главное направление.
Киевский автовокзал в полном упадке.
Всё уставлено ларьками, запущено, везде толпятся частные подвозилы, которых больше, чем пассажиров.
С таким вокзалом вас в Европу точно не возьмут, сколько не майданьте.