Найти тему
История и истории

«Что за бойня, и без всякой пользы!» Как русские штыки Наполеона в Пруссии остановили

Оглавление

8 февраля 1807 года произошло одно из самых кровопролитных сражений XIX века. Русские и прусские полки под прусским городком Прейсиш-Эйлау сумели остановить Великую армию Наполеона. Потери с обеих сторон были огромны, результаты - минимальны. Увы, далеко не единичный случай в военной истории.

Наполеон в зените славы

Летом 1807 года Наполеон был в зените славы и на пике могущества. Подписав выгодный для себя Тильзитский мир с российским императором Александром I, он обезопасил себя от угрозы на востоке, а в Европе мог делать всё, что хотел. И он делал это в течение пяти лет, вплоть до кампании 1812 года, окончившейся Березиной и поспешным бегством из России. Тогда Бонапарт в полной мере почувствовал силу русского оружия, хотя впервые мощный удар русского штыка его солдаты ощутили задолго до этого фиаско, как раз в 1807 году, в феврале месяце, в Пруссии, под Прейсиш-Эйлау.

Эпизод военно-исторической реконструкции сражения при Прёйсиш-Эйлау. Фото Виктора Гусейнова (kp.ru).
Эпизод военно-исторической реконструкции сражения при Прёйсиш-Эйлау. Фото Виктора Гусейнова (kp.ru).

К началу 1807 года Наполеон, воюя с армиями стран так называемой 4-й коалиции, в которую входили Россия, Пруссия и Великобритания, чувствовал себя уверенно. До этого в крупных битвах при Йене и Ауэрштедте была чуть менее, чем полностью сокрушена прусская армия, от которой оставался относительно небольшой корпус под командованием генерала Лестока. Французы с триумфом вошли в Берлин, и прусский король Фридрих Вильгельм III вынужден был перебраться в Кёнигсберг. По сути у Наполеона оставался один серьезный соперник – российский император Александр I. В Польше и так называемой Старой Пруссии французам противостояла крупная русская армия под командованием Леонтия Беннигсена. Ее задачей было сдержать продвижение Наполеона на север и восток, защитить Кёнигсберг, предотвратить окончательный разгром Прусского королевства и в конце концов не дать французам перейти через Неман, то есть непосредственно на территорию Российской империи.

Поначалу русские вели себя довольно активно. Так, в январе 1807 года армия Беннигсена предприняла наступление из города Бяла на запад с целью вклиниться между выдвинувшимися вперед французскими корпусами маршалов Нея и Бернадота и разгромить их поодиночке. Узнав о наступлении русских, Наполеон собрал с зимних квартир войска и двинул их на север с целью отрезать армию Беннигсена от России и Кёнигсберга и уничтожить. Беннигсен уловил этот маневр и стал отступать на север Пруссии, к Прегелю, и в итоге занял позицию для решающего боя у Прейсиш-Эйлау.

Карта битвы. Источник: runivers.ru
Карта битвы. Источник: runivers.ru

Французы, как пишет в мемуарах герой Наполеоновских войн Денис Давыдов, буквально на пятки наступали нашим войскам. 7 февраля русский арьергард под командованием генерал-лейтенанта Петра Багратиона на подступах к городу в многочасовом бою с французским авангардом сдержал превосходящие силы противника. Сам город трижды переходил из рук в руки и в итоге достался французам.

Французы лезут в бурю

Решающий бой произошел 8 февраля. На рассвете корпус маршала Сульта предпринял отвлекающий удар против войск правого крыла русской армии под командованием генерал-лейтенанта Николая Тучкова. Однако удар был отбит, мало того – русские полки перешли в контратаку.

Но основные действия развивались в другом месте. Главный удар по русской армии Наполеон решил нанести против левого фланга русских войск, сосредоточив против него две трети своей армии. А кулаком этой главной атаки должен был стать 25-тысячный корпус маршала Даву, который ждали с минуты на минуту. В ожидании подхода Даву, Бонапарт приказал корпусу маршала Ожеро атаковать центр русской армии. Атака захлебнулась: с большими потерями французы были отброшены. Нисколько не преуменьшая стойкости и храбрости русских войск, нужно сказать, что не последнюю роль в этом сыграла погода. Во время французской атаки поднялась снежная буря. Передвигаться под снегопадом и сильном ветре было очень трудно. Корпус Ожеро в снежной мгле сбился с пути и вышел прямо на мощную русскую батарею. Почти 80 орудий ударили по колоннам Ожеро в упор картечью. В считанные минуты корпус потерял 5 тысяч солдат убитыми и ранеными. Сам Ожеро был опасно ранен, генерал Дежарден убит.

"Произошла схватка, дотоле невиданная. Более двадцати тысяч человек с обеих сторон вонзали трехгранное острие друг в друга. Толпы валились. Я был очевидным свидетелем этого гомерического побоища и скажу поистине, что в продолжение шестнадцати кампаний моей службы, в продолжение всей эпохи войн наполеоновских, справедливо наименованной эпопеею нашего века, я подобного побоища не видывал! Около получаса не было слышно ни пушечных, ни ружейных выстрелов, ни в средине, ни вокруг его слышен был только какой-то невыразимый гул перемешавшихся и резавшихся без пощады тысячей храбрых. Груды мертвых тел осыпались свежими грудами, люди падали одни на других сотнями, так что вся эта часть поля сражения вскоре уподобилась высокому парапету вдруг воздвигнутого укрепления. Наконец наша взяла"!
Денис Давыдов. Воспоминание о сражении при Прейсиш-Эйлау.

После фиаско Ожеро русские гренадеры, поддерживаемые кавалерией, пошли в контратаку, опрокинули французов и почти добрались до ставки Наполеона, которая находилась на городском кладбище Прейсиш-Эйлау. И они бы ее захватили, если бы на помощь императору не пришли драгунские и кирасирские полки маршала Мюрата. Коннице французов удалось приостановить продвижение русских.

Даву спешит на помощь

Тем временем на поле боя появились подразделения маршала Даву, на которые Наполеон возлагал большие надежды. Усиленный двумя драгунскими дивизиями из корпуса Ожеро, корпус Даву начал наступление примерно в полдень. Поначалу французам удалось потеснить русские полки, выбив их из нескольких деревень, однако ближе к вечеру войска левого фланга и общего резерва русских войск совместно с прибывшим на подмогу прусским корпусом Лестока контратакой отбросили корпус Даву, вернув себе исходные позиции.

Наполеон на поле битвы при Прёйсиш-Эйлау. Картина Антуана Гро. Источник: Википедия.
Наполеон на поле битвы при Прёйсиш-Эйлау. Картина Антуана Гро. Источник: Википедия.

С наступлением ночи Беннигсен, извещенный о тяжелом положении в армии, начал ее отвод. Французы, находившиеся не в лучшем положении, не пытались преследовать.

Обе стороны понесли большие потери: русские войска - до 26 тысяч человек (по другим данным - 30 тысяч человек) убитыми и ранеными, французы - около 30 тысяч человек (по другим данным -10 тысяч человек). Наполеоновский маршал Ней, видя горы трупов и слыша стоны раненых, не удержался: «Что за бойня, и без всякой пользы». И действительно, простояв несколько дней на поле сражения, Наполеон приказал возвращаться на юг.

©Алексей Денисенков

Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Друзья, не робейте»! Последний бой генерала Мазовского
Генерал Каменский - парламентеру Наполеона: «Вы видите на мне русский мундир и предлагаете сдаться?»
Пушки Гросс-Егерсдорфа: Победа русских полков, которая... сразу потеряла смысл