Утро. Солнышко пробирается сквозь тюлевую занавеску, дотрагивается теплыми пальчиками до моего уха. Из комнаты доносится хрустальный звон коклюшек. Я на цыпочках пробираюсь к дверям и замираю, подглядывая между занавесками.
- Что так стоишь? – оглядывается на меня бабушка, - думаешь не видно твоих босых ног из-под занавески? Марш одеваться!
Она отодвигает рукоделие и, шаркая ногами, бредет к печи. Открывает заслонку, полотенцем захватывает противень, достает горячую запеканку. Ставит на стол. Сама выходит в сени за сметаной.
Я возвращаюсь в спальню, влезаю в ситцевое платьице, натягиваю короткие носки, засовываю ноги в тапки и бегу к умывальнику. Открываю кран - из него ручейком бежит вода. Набираю полные пригоршни, разжимаю ладошки - вода с шумом летит в раковину. Потом влажными ладонями провожу по лбу и щекам. Всё – умылась! Вытираю полотенцем лицо и руки. Беру расчёску и ловкими движениями расчёсываю короткие, как у мальчишки, волосы. Иду на кухню, занимаю своё место.
Бабушка отворяет дверь в избу, идет к столу, ставит банку, отрезает кусок запеканки, кладёт его, на приготовленную, тарелку, сверху размазывает сметану и подает мне. Самовар на столе ещё шумит: они с дедушкой недавно завтракали. Бабушка, наливая чай, говорит:
- Ты ешь, а мне недосуг. Капитолине завтра нужно сдавать в «Снежинку» кружево.
- Тёте Капе сдавать надо, а плетёшь ты? – недоумеваю я.
- Одной не успеть норму выплести.
- Норма – это сколько?
- Не менее двух десятков. Вот смотри: на подставке, которую зовем пяльцы, лежит подушка - кутуз. Вокруг него булавками закреплён сколок - это картон с узором. У моей мамы раньше сколки были на бересте. Помню, папа ходил в лес, снимал большие листы коры с берёз и приносил домой. Кору выпрямлял под гнетом, а мама прорисовывала узор: взяв старый сколок, прокалывала иголкой дырочки и карандашом соединяла в рисунок. Видишь, нитки навиты на палочки-коклюшки? Они переплетают нити между собой, образуя на сколке кружевной узор. Давай померяем, сколько выплела?
- Почему вокруг кутуза-то?
- Мерное кружево плетётся непрерывно. Рисунок на стыке сколка совпадает. Кутуз имеет форму кряжика, как короткий обрубок толстого бревна. Поворачиваем его и плетем дальше. Обычно плетутся десятки, то есть десяти метровые плоски.
Бабушка подает мне деревянную палку, называемую метром. Мы распускаем из моточка узкую кружевную полоску. Берем кончик, наматываем кружева на метр:
- Один. Два… Девять...
От десятого витка полоска тянется к кутузу.
- Видишь? Меньше метра осталось доплести.
- Научи меня, и я буду помогать плести.
- Нет, учиться надо идти моей сестре: я сейчас плету только мерное кружево - такие длинные полоски. Клавдия же плетёт всё.
- "Всё"? – не унималась я.
- Она плетёт сцепное кружево: салфетки, косынки, галстуки, скатерти, жилеты, шарфы. Мерное кружево измеряется в метрах, сцепное - в штуках. Сцепное всегда плетётся с помощью вязального крючка, для мерного кружева крючок не нужен. В детстве и я пробовала, вроде неплохо получалось. Помню, приехал однажды из артели приёмщик. Я сдавала салфетки. Он уж их и так крутил, и этак. Потом смотрит на меня восхищенными глазами и говорит: - Вот за твоё усердие и отличную работу пыжиковую шапку.
Ох, и дорого они тогда стоили, эти шапки-то! А у меня азарт появился к кружевоплетению, даже в школу перестала ходить. Когда вышла за Оликсия замуж, как один за другим семеро ребятишек в избе появилось, так и некогда стало рукоделием заниматься. Теперь снохе помогаю, и то ладно!
- Ты поговоришь с сестрой?
- Сначала у мамы разрешение спроси.
В тот день домой я летела на крыльях счастья.
Но разговор не получился: у мамы был свой взгляд на жизнь:
- Зачем тебе нужно кружевоплетение?.. Сейчас хорошо учись, а вырастешь - поезжай в город. Будешь ходить по театрам, выставочным залам, музеям. Выйдешь замуж и будешь жить, как человек. Не то что я... Всю жизнь со скотиной да в навозе вожусь….
Сколько мне было лет? Наверно, не больше семи. В нашей семье было установлено негласное правило - перечить маме нельзя. Со стеклянными от слёз глазами я выбежала на улицу. Где я бродила до самого вечера, не помню. Но, помню, как больно было где-то глубоко в грудине, будто уголёк надежды превратился в острый кусок льда.
Я никогда больше не поднимала этот вопрос. Но недавно… нахлынула ностальгия: по телевизору показывали вологодские кружева. Уголёк ещё теплился в груди. Мамы нет... Никто не сможет запретить. Но! Где взять кутуз, сколки, коклюшки, иголки? Раньше я могла попросить у бабушки, а теперь?
По воле судьбы я с тридцати семи лет оказалась в инвалидном кресле. Не знаю, как можно ли плести кружева, сидя в коляске? Но огонёк внутри разгорался…
Попросила подругу детства, чтобы она поспрашивала у знакомых кружевниц. Удача улыбнулась не сразу. Тётя Катя Углова, узнав о мечте, сказала:
- А что? Для Нинушки ничего не жалко. Пусть с Богом плетёт.
Вера несколько раз приходила ко мне, принося по частям всё, что передала для меня тётя Катя, но потом сказала:
- У тебя есть всё, чтобы плести кружева, но кто научит?
- Не знаю, - промямлила я. - Доме народного творчества есть курсы, но они для меня не доступны, я же живу на пятом этаже. Муж и сыновья-подростки просто физически не смогут столько раз сносить меня и поднимать обратно, чтобы я посещала занятия.
Судьба, как лабиринт, непредсказуема. Однажды вечером муж приходит с работы и говорит:
- Сегодня был социальный день, ездил в село Архангельское, нашёл, кто тебя научит плести кружева.
- Кто?
- Завтра увидишь.
На следующий день приехала Ангелина Ивановна Проничева. Она и научила меня плести кружева.
Обычно кружевницы подставку держат ногами и поворачивают её в зависимости от изгиба узора. У меня ноги не действуют, поэтому кутуз приходится брать в руки и поворачивать. Плету я очень медленно, но какое наслаждение от хрустального звона коклюшек?! Неописуемая гордость распирает от одной мысли, что детская мечта осуществилась - я умею плести вологодские кружева!
Автор: Нина Павловна Гаврикова, г. Сокол Вологодской обл.
Участник Международного конкурса «Реальная помощь»
Об авторе от первого лица:
Нина Гаврикова (Точина) родилась и живет в городе Сокол Вологодской области. Работала художником-оформителем на предприятии, после перестройки кладовщиком. Сейчас на пенсии по инвалидности, занимается кружевоплетением, пишет стихи и прозу. Нина Гаврикова член ЛиТО «Сокол» при районной газете «Сокольская правда» с 2005 г., член МСТС «Озарение» с 2014 г., руководитель Международного детского литературного клуба «Озаренок» с 2014 г. За заслуги перед организацией в честь 15 — летия МСТС «Озарение» Нина Павловна награждена медалью. Член Академии российской литературы с 9.01.2017 г. Победитель областного конкурса «Золотая Юнона» (Женщина года — 2015) в номинации: «Сердце отдано детям».
24 июня 2011 года в Вологде прошел I Международный фестиваль «Живое кружево». Рекорд массового плетения кружев был занесен в книгу «Рекордов России» и зафиксирован в присутствии супруги Президента России Светланы Владимировны Медведевой. Нина Павловна подарила первой леди кружевную косынку, которую, сидя в инвалидной коляске, выплела долгими зимними вечерами. В 2014 г. редакция областной газеты «Красный север» наградила Н. П. Гаврикову дипломом за победу в конкурсе «Мой кружевной наряд» в рамках II Международного фестиваля «Живое кружево» в номинации «Кружевная лирика».
Нина Гаврикова одна из победителей конкурсов: журнала «Три желания»; Международного альманаха «Содружество». Победитель Международного конкурса детской литературы «Мост в будущее – 2016» литературного клуба «Век Искусства» (г. Санкт-Петербург). Победитель Международного конкурса «Поклонимся великим тем годам» МТО ДА. Стихи и малая проза опубликованы в литературно-художественных журналах и альманахах: «Витражи», «Новые витражи», «Приокские зори», «Ковчег», «Союз писателей», «Вологодский ЛАД», «Благовестник», «Три желания», «Содружество». В коллективных сборниках: «Снежные зимы», «Ранние росы», «Взмахните, ангелы, крылами», «Первая отметка», «Союзники», «Литературная летопись», «Герой нашего времени. Каков он?», «55-словники», «Кастальский ключик», «Озорные искры жизни», «Южная звезда», «Московский Парнас». Имеет авторские сборники стихов и рассказов: «Шаг над пропастью», «Капельки росы небесной», «Эхо памяти».