Летом 1942 года в самом центре Берлина Геббельс открыл одну из своих самых помпезных пропагандистских выставок - "Советский рай", главной целью которой была попытка оправдания нападения Германии на Советской Союз:
Перед павильоном был установлен захваченный немцами советский тяжелый танк КВ-1, который, по замыслу устроителей, должен был символизировать агрессивность Сталина. Но, слона Ганнибала не получилось. Даже транспортировка танка с вокзала на выставку напоминала охоту дикарей на мамонта:
Ничего даже отдаленно похожего немецкая промышленность при всем своем технологическом развитии на 42-й год произвести не могла. Вообще, геббельсовская пропаганда с самого начала войны с СССР попала в яму, которую сама себе вырыла, годами рассказывая о "недочеловеках" на востоке, теперь ей приходилось изворачиваться, как уж на сковородке, пытаясь объяснить удивленным немцам, откуда у коммунистов такая техника, города, застроенные не лачугами, а современными многоэтажными домами и многие другие явные и наглядные признаки цивилизации, которых там по-Геббельсу быть не могло. Собственно, этому в том числе была посвящена и выставка "Советский рай". И как обычно, объяснения вышли натянутыми и корявыми, все было шито белыми нитками и рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.
Основная часть фантазийного материала о жизни советских людей была построена на том, что немцы увидели в захваченном Минске. Зрителей радовали инсталляциями, в которых использовали элементы застройки белорусской столицы. Вот это - творчески переработанный немецкой пропагандой вход в минский дворец офицеров, украшенный изуродованной статуей Ленина, которую позаимствовали где-то в другом месте:
Вот еще одна фантазия на тему советских трущоб, в реальной жизни на этом месте в Минске стоял современный комплекс зданий университета:
Выглядело это вот так, вместо дровяной печи - фонтан в цветнике, вместо трущоб - учебные корпуса:
Как тут не вспомнить слова песни Высоцкого "Искаженный микропленкой ГУМ стал маленькой избенкой":
Землянка в центре города, построенная жителями разрушенных немецкими бомбами домов выдавалась за стандартное жилье советского человека. Этот макет ставили на фоне нового огромного здания минской оперы, чтобы сильнее напугать немецкого обывателя "советскими реалиями":
В реальности жизни на фотографии практически с того же места видны руины городской застройки, уничтоженной немцами:
До войны здесь было примерно вот так, район шел под снос, с другой стороны оперного театра уже стояли многоэтажные каменные дома:
Необходимо добавить, что выставка это проработала недолго, ее подожгли берлинские подпольщики.