Найти тему

«Мектуб, моя любовь» Абделатифа Кешиша (2017)

Сегодня в прокат вышел «Мектуб, моя любовь» Абделатифа Кешиша, который уже пару недель виртуозно раздражает российских кинокритиков (да и, судя по скорбному равнодушию в Каннах, - и иностранных тоже).

Важный нюанс: на самом деле у фильма подзаголовок «Песнь первая»; говорят, Кешиш хочет снять еще одну или даже две, но и для первой ему пришлось искать деньги. Он даже хотел продать Пальмовую ветвь, полученную за «Жизнь Адель», но никто не купил, что многое говорит о подлинном престиже Канн, где в этом году, напомню, выиграли изматывающие «Магазинные воришки».

-2

«Мектуб», впрочем, тоже зрелище для сильных духом: три часа триумфа сексуально вооруженной молодости под палящим солнцем 90-х в городке Сет, что на юге Франции, которые начинаются издевательской сексуальной сценой - в духе «Жизни Адель», - а потом это кино зашкаливающего сексуального напряжения переходит в режим «руками не трогать» (но на море все только и говорят, что о сексе, иногда о семье, еще реже о кино, фотографии, службе в армии или танцах, но разговоры о них тут же сменяются разговорами о сексе).

Собственно, это история про молодого сценариста Амина (Шаин Бумедин), который учится в Париже, но на лето приезжает потусить с родственниками. Там у всех очень запутанные семейно-любовные отношения, Амин тоже не против угореть на этом празднике жизни, но получается не очень - и в ходе этого трехчасового (а на самом деле многодневного марафона «пили-ели-танцевали-купались-болтали-гуляли-трахались») он понимает, что его роль - не танцевать в свете гедонистических софитов, а фиксировать этот незамысловатый, но столь энергичный и на самом деле сложный процесс. «Мектуб» переводится как «судьба» - и хотя фильм кажется завершенным на полуслове, его легко прочитать как законченную историю о том, как человечин обретает эту пресловутую судьбу, понимает, грубо говоря, пожизненную сверхзадачу.

-3

Кешишу ставят в вину, что он снимает кино исключительно про людей малоприятных: «Мектуб» населен людьми живущими, которые предаются чувствам на полную катушку, влипают в истории, желают have fun и вообще будто бы не очень склонны к рефлексии. Режиссер их даже рифмует со стадом овец, где Амин решает устроить фотоохоту - и запечатлеть рождение ягнят. Разница в том, что у человека есть огромное количество опций выбора (социального, сексуального, профессионального), которые он может задействовать, игнорируя устоявшиеся правила и чье-то мнение. Возможно - тут Кешиш, кажется, сам до конца не может понять, - именно так и стоит делать. Хотя его герой все равно покорился судьбе и поплыл по течению (правда, примерно в том направлении, куда он и хотел).

В общем, это трехчасовой франко-тунисский мамблкор, очень телесный, присматривающийся к каждой капельке морской воды на коже, переполненный как бы необязательными, но вполне жизненными разговорами на всякие важно-неважные темы, который не так демонстративно выстроен и выписан как «Жизнь Адель», но, в общем-то, точно также рассказывает про лучший период жизни через череду контрастов (культурных, классовых, гендерных). Хотя смотреть кино с точки зрения человека, который немного чужой на этом праздники жизни, удовольствие как минимум на любителя.

-4

Канал «Тинтина вечно заносит в склепы» — кино, театр, комиксы и снова кино