Танки серии «ИС» одним наименование обязывались быть лучшими. Согласитесь, имя живого лидера абы чему не присвоят? И машины этому соответствовали ИС-2 (и в меньшей степени ИС-1) сыграли ключевую роль в победе Советского Союза, а танк, не познавший сражений той войны – ИС-3 – вызывал опасения у врагов в новом противостоянии – Холодной Войне.
Но прогресс не стоял на месте, и даже очень хороший танк должен быть лучше. Потому, в конце 1944 года на заводе №100 приступили к проектированию нового тяжелого танка. Правда, у профильных чиновников эти намерения не вызвали энтузиазма, и лишь после обращения к начальству НКВД, работам дали ход. Сразу после войны, в 1945 году началось проектирование танка «Объект 260».
Отец всех танков
Когда конструкторы определились с концепцией, был изготовлен полноразмерный деревянный макет, а уже в 1946 году на их основе подготовили несколько опытных образцов. Танки проходили внутризаводские испытания до 1948 года, пока не были найдены оптимальные решения. Тогда машине присвоили имя ИС-7. Танк получил стабилизированную пушку калибра 130 мм с автоматом заряжания. Для борьбы с пехотой противника было подготовлено 8(!) пулеметов, а бронирование новинки в самых защищенных зонах достигало 300 миллиметров. Все это делало ИС-7 самым монструозным танком, из когда-либо выпускавшихся в СССР.
Бронирование танка разрабатывалось с учетом стойкости к снаряду, выпущенному из 128-мм немецкого орудия PaK 44, устанавливаемого на истребитель танков Jagdtiger. Лобовая часть корпуса получила характерный «щучий нос» - как на ИС-3. Верхний бронелист толщиной в 150 мм и под углом в 60 градусов соединялся с нижними бронеплитами, расположенными под небольшим углом (толщина – до 120 мм). Бортовая броня, которой обычно уделяется второстепенное значение, была не менее внушительной – 150 мм в верхней части, и 100 – внизу.
Башня танка обладала округлой формой, практически не имея «заманов» для атакующего снаряда. Небольшой подъем на крыше башни был лишь на местах командира и наводчика. Отлитая единой деталью, она имела толщину от 94 – до 210 миллиметров, а в маске орудия этот показатель доходил до фантастических 350 мм. При этом наклон брони башни тоже достигал 50-60 градусов.
Как показали тестовые обстрелы, бронирование машины выдерживало обстрел не только из немецкой пушки – даже собственное 130-мм орудие ИС-7 на эффективных дистанциях не поражала броню танка. А ведь орудие было внушительным!
Царь-пушка?
Основным вооружением танка стала 130-мм пушка С-70, основанная на буксируемом орудии С-69. Из ствола, длиной в 54 калибра ИС-7 мог выпускать 33,4-кг снаряды с начальной скоростью в 900 м\с. С расстояния в два километра бронебойный снаряд весом в 33 килограмма мог поразить до 163 мм брони под углом встречи в 30 градусов. Как вы могли догадаться, с такой массой снаряда, заряжающему пришлось бы нелегко. Поэтому, в корме башни находился не автомат заряжания в полной мере, но полноценный помощник заряжающего. Устройство состояло из двух лотков - с гильзами и снарядами. Первый поворот рукояти механизма подавал снаряд на конвейер, а несколько последующих – добавляли гильзу. После этого готовый снаряд отправлялся в казенную часть. Что примечательно, для зарядки пушка должна была находиться на определенном угле возвышения, что заставляло наводчика после каждого выстрела заново наводить орудие на цель.
Примечательно, что спустя десять лет подобный механизм заряжания американцы пытались применить в опытном танке T58, которого ждала такая же судьба, как и у советского "коллеги" ИС-7.
Электропривод механизма заряжания позволял выдержать темп стрельбы до 5-6 выстрелов. При отказе механизма, расчетная скорость перезарядки составляла одну минуту – это при том, что в экипаже ИС-7 было двое заряжающих.
Больше пулеметов!
Как уже говорилось, ИС-7 получил восемь пулеметов. С основным орудием было спарено три из них – 14,5-мм КПВТ в маске орудия над стволом, а два 7,62-мм СГМТ – по бокам. Еще один КПВТ, выполняющий роль зенитного, расположился на крыше башни. А теперь – самое необычное: два СГМТ поместили в забашенную нишу – для стрельбы назад, а два – на надгусеничные полки, для стрельбы по ходу движения. Вполне логичный вопрос – кто будет стрелять из этой россыпи стволов? Зенитный – командиру, спаренные – наводчику. Пулеметы в надгусеничных полках были отданы механику-водителю, а вот с парой пулеметов в корме башне вопрос открыт. Считается, что стрельбу из них должны были вести два заряжающих – ориентируясь на данные командира. Как бы там ни было, но вряд ли все пулеметы дошли бы до серийной модели.
Все вышеописанное великолепие приводилось в движение танковой версией морского дизеля М-50 с небывалой мощностью в 1050 лошадиных сил. Благодаря 8-ступенчатой трансмиссии, 68-тонный танк развивал скорость до 60 км\ч на твердых покрытиях. Что примечательно, машина получила топливные баки из специальной ткани, которая выдерживала давление в пол-атмосферы. Это позволило разместить в свободных объемах 1,3 тонны горючего.
Итоги
После заводских испытаний, машину передали на суд государственной комиссии. Танк положительно поражал своей скоростью, бронированием и огневой мощью. Хоть и не обошлось без инцидентов.
Одна из машин загорелась в ходе пробега – и, несмотря на своевременное срабатывание системы пожаротушения, огонь не утихал. В итоге, первая потеря ИС-7 была еще до его принятия на вооружение. Комиссия посчитала, что катализатором пожара стали матерчатые топливные баки, от которых позже отказались.
Испытания продолжились, и – казалось бы – у танка будет будущее. Как уже говорилось, машина выдерживала попадания не только 128-мм PaK 44, но и обстрел из собственного орудия. Кстати, на этом этапе испытаний произошел второй инцидент: снаряд, срикошетив в бок, попал в блок подвески, который оторвался от днища. Но в остальном – ИС-7 удовлетворял комиссию, и было ясно, что конкурентов ему долгие годы не будет!
Несмотря на досадные инциденты, военные заказали 50 танков ИС-7. Победа? Отнюдь! Ни одна из заказанных машин так и не увидела свет. По версии военных – сотрудники Кировского завода слишком медлили с запуском серийного производства. А руководство завода парирует тем, что военные внезапно потребовали снизить массу машины до 50 тонн. Как бы там ни было, а последним тяжелым танком СССР стал ИС-8, после смерти Сталина переименованный в Т-10, а о проекте ИС-7 по неизвестным причинам просто «забыли» и единственный сохранившийся экземпляр ныне экспонируется в музее Кубинки.
Спасибо за внимание! Мы работаем для вас. По традиции, схожие материалы по теме: