Найти тему
K-INO.RU: IN K-INO VERITAS

Заводной апельсин. Стенли Кубрик. Рецензия Владимира Матинова

«Заводной апельсин» (A Clockwork Orange, 1971) - один из самых известных и влиятельных фильмов выдающегося американского режиссера Стенли Кубрика, снятый по одноименному роману британского писателя Энтони Бёрджесса - стал переломным в карьере художника. За Кубриком окончательно закрепилось звание скандального экспериментатора от кино, а сам он надолго осел в Великобритании, где снял, например, свой следующий шедевр «Барри Линдон».

-2

Вообще, «Заводной апельсин» получился чисто британским явлением. Британия в конце 60-х гг. двадцатого века переживала очередной культурный рассвет, связанный, прежде всего, с рок-культурой, став вторым, после неизменной в XX веке Америки, центром притяжения для амбициозной молодежи всего мира. Это было связано с политикой Королевства, направленной на интеграцию оставшихся без отцов «детей войны» (таких, как Леннон и Уотерс) в истеблишмент с целью создания альтернативы культурной гегемонии Америки. Эдди Превост (AMM) вспоминал:

Британский рок-н-ролл обязан абсолютно всем пособию по безработице и художественным школам.

Ты не мог, конечно, ездить на роллс-ройсе, но ты мог делать, всё что тебе заблагорассудится, государство давало тебе деньги, 20 фунтов в неделю безо всяких вопросов. И если ты не мог стать музыкантом, то ты шёл в худшколу и получал грант на три года. От тебя вообще ничего не требовалось. Хочешь – намазывай краску на холст, хочешь играй на гитаре». Переживало бум и новое британское кино. Такие режиссеры как Джозеф Лоузи (как и Кубрик, переехавший в Британию из США), Линдсей Андерсон, Николас Роуг, Кен Лоуч, Кен Рассел, во многом задавали тон эпохе, а звезда фильма Андерсона «Если» Малколм Макдауэлл стал идеальным претендентом на роль Алекса в кубриковском «Апельсине».

-3

Считается, что в романе Энтони Бёрджесса, подарившего, помимо прочего, миру вымышленный язык надсат (своеобразный русско-британский жаргон, используемый, например, в своем последнем альбоме Дэвидом Боуи), Кубрика, этого исследователя от кинематографа, заинтересовала возможность проследить взаимосвязь насилия и власти. Стоит отметить, что данные темы вообще были чрезвычайно модны среди интеллектуалов эпохи (см., например, «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко, фильмы Пазолини, «Гибель богов» Висконти). Кубрик приглашает зрителя поразмышлять на довольно опасные политически острые темы. Например, задаться вопросом: чем отличается легитимное насилие, творимое властью от насилия обычного хулигана? И как творящий насилие хулиган становится представителем власти? Наконец, почему власть столь привлекательна для обывателя? Неудивительно, что данные темы не могли не обеспокоить политический истеблишмент.

-4

Фильм подвергался гонениям цензоров, став на сегодняшний день, как это часто случается, бесспорной классикой, разобранной на цитаты. Иконический образ Алекса примеряли на себя персонажи мультфильмов и рок-звезды (например, Дэймон Албарн), а Малколм Макдауэлл однажды даже сыграл Калигулу в стиле «Заводной апельсин», однако, кажется, истинный пафос фильма Кубрика так и остался нераскрыт в массовом сознании (а Кубрик, как всякий американец, рассчитывал всегда на максимально широкую аудиторию, на того самого «простого зрителя»). И сегодня, спустя почти полсотни лет, вопросы, поставленные Кубриком, звучат актуально.

Понравилось? Не забудьте поставить лайк, расшарить и подписаться
:o)