Как ни странно, но в современном капиталистическом обществе все чаще и чаще можно наблюдать примеры коллективного пользования вещей, будь то квартира, машина или даже услуги. Каршеринг, карпулинг, AirBnB — все это примеры экономики совместного потребления. Сергей Авакян-Ржевский — представитель компании BlaBlaCar (самой крупной карпулинговой компании в России и в мире) — рассказал редакции Include об экономике совместного потребления, и о том, как сервис осваивает Россию.
– Экономика совместного потребления — что это и откуда она взялась?
– Экономика совместного потребления — это такой глобальный экономический тренд, который захватывает все области существования человека. Хотим мы этого или нет, рано или поздно этот тренд накроет всех живущих на Земле людей. Что это такое? Проще всего объяснить следующим образом: раньше люди могли использовать какие-то ресурсы совместно, и яркий пример тому коммунальная квартира. Люди могли объединяться: купить мешок картошки вместе, потому что так дешевле; если у вас нет машины, а у соседа Васи есть, то он вас мог до дачи подвести и т.д. Получалась некая кооперация. Но такой тип жизни мог существовать только в пределах определенного ареала обитания человека: коммунальная квартира, подъезд, дом. Но как-то эффективно кооперировать с вашим другом или братом, который живет в Набережных Челнах, уже было не очень удобно.
С развитием интернета и мобильных технологий стало возможно людям объединяться на основе интересов в рамках более широкой географии — будь то путешествия между городами (BlaBlaCar), будь то поездка в другую страну и необходимость арендовать место для ночлега (AirBnB), будь то желание взять деньги в долг у какого-то человека, которого вы никогда не видели и не знаете, а может, даже говорите с ним на разных языках, и он может дать в долг некую сумму денег, потому что он видит ваш профиль и рейтинг (Zopa).
Экономика совместного потребления меняет парадигму потребления ресурсов, которые нас с вами окружают, неважно, материальные или нематериальные это ресурсы.
Что имеется в виду под сменой парадигмы — до текущего момента люди занимались накопительством. Если посмотреть на вашу квартиру, то в ней, скорей всего, очень много вещей. А знаете ли вы, что 80% этих вещей используются не чаще раза в месяц. Если у вас дома есть дрель, то вот вам интересный факт: эта дрель за всю свою жизнь, если вы не строитель, поработает не более 13 минут. Если у вас есть автомобиль, и вы не используете его для зарабатывания денег, то он, скорее всего, простаивает около 95% времени в сутки. Парадигма потребления меняется. Экономика совместного потребления приведет к тому, что люди перестанут покупать вещи, но будут их использовать.
Есть такое выражение, которое лаконично характеризует этот тренд: не хочу владеть, но хочу потреблять. Молодежь перестает что-то покупать, они хотят пользоваться. Им не нужен автомобиль, они пользуются каршерингом. Не нужно покупать яхту, если раз в год хочешь съездить отдохнуть на Средиземное море. Экономика совместного потребления именно об этом, и BlaBlaCar является одним из драйверов этой экономики, потому что мы на сегодняшний день существуем уже 12 лет, работаем в 22 странах, у нас более 65 миллионов пользователей. Большой процент людей начал пользоваться сервисом как водители, но в итоге стали ездить как пассажиры, потому что зачем ехать на своем автомобиле, если можно поехать на чужом. К тому же этот «чужой» автомобиль может быть еще и выше классом, чем ваш личный.
– Назовите главные драйверы экономики совместного потребления. И связано ли желание заботиться об окружающей среде с ростом ее популярности?
– Главные драйверы экономики совместного потребления, конечно же, экономические. Мы с вами в целом не становимся богаче, а товары становятся технологичнее, более высокого уровня. Почему многие пользуются BlaBlaCar — водители минимизируют свои расходы, а пассажиры едут на 20-30% дешевле, чем на автобусе или поезде.
Второе — это разумность. Нет никакого разумного объяснения, зачем человеку покупать дрель и хранить ее у себя на полке. Нет никакого разумного объяснения, зачем вам ехать из Казани в Набережные Челны одному в своем автомобиле и везти воздух. Вы сказали про экологичность. Удивитесь, но когда мы спрашиваем люддей, почему они пользуются BlaBlaCar, тезис про «экологичность» занимает 5-6-7 позиции. В России об этом не говорят никогда. У нас в стране эти вопросы волнуют людей мало.
– О россиянах. До нас все тренды доходят с большим опозданием. BlaBlaCar не сразу пришел в Россию, и все остальные сервисы вроде каршеринга и Airbnb только начинают развиваться. Как развита экономика совместного потребления в нашей стране?
– Действительно, Россия идет с неким опозданием от трендов, но что удивительно, когда она принимает новые тренды, то темпы их развития зачастую опережают другие страны. Например, Россия для BlaBlaCar — самый быстрорастущий рынок по числу привлечения новый пользователей. Хотя во Франции мы существуем 12 лет, а в России 4 года. Другой пример: еще несколько лет назад такого понятия, как каршеринг, в России не было. Но вот появились первые каршеринговые сервисы, и сегодня Москва — это каршеринговая столица: по плотности автомобилей на квадратный километр, по числу использования автомобилей на душу населения и т.д. В Москве более 10 каршеринговых сервисов, и если еще 2-3 года назад мы смотрели на пример Милана, который считался лидером в этой сфере, смотрели на примеры азиатских стран, то сегодня другие страны могут поучиться у нас. Россияне готовы принимать тренды и адаптировать их под наши реалии.
– Москва действительно считается мировой столицей каршеринга?
– Ну это не какой-то официальный титул, я употребляю это выражение в кавычках. Но факт остается фатом: еще пять лет назад в Москве каршеринг был в зачаточном состоянии, и была пара каршеринговых сервисов. Мы смотрели на западные рынки и пытались понять, что там происходит, пытались проецировать этот опыт на наши реалии. Сегодня ситуация полностью изменилась. В Москве один из самых больших – если не самый большой – каршериновых автопарков (совокупное число автомобилей всех сервисов).
– Вам не кажется, что каршеринг — это игрушка обеих столиц? В регионах он достаточно слабо развит. Как вы считаете, придет ли каршеринг в регионы? И какие успехи у BlaBlaCar в регионах?
– Начну с карпулинга, с BlaBlaCar. Когда мы вышли на российский рынок, самым популярным маршрутом быстро стало направление Москва - Санкт-Петербург. По понятным причинам: в эти городах живет большое число людей, города тесно связаны между собой экономическими, социальными и культурными связями. При этом они находятся достаточно далеко друг от друга – 10-11 часов езды на автомобиле, а ведь средняя длинна поездка на BlaBlaCar – 5-7 часов. Так вот, на сегодняшний день топ-3 самых популярных маршрутов такой: Челябинск - Екатеринбург, Самара - Тольятти, Казань - Набережные Челны. Москва - Санкт-Петербург больше не входит даже в топ-10! Это отвечает на вопрос, что происходит с регионами. Регионы России готовы очень быстро принять и адаптировать любые тренды, которые поначалу, возможно, кажутся «игрушками столиц».
То же самое будет происходить с каршерингом. Такие развитые города, как Казань и Нижний Новгород, безусловно, будут смотреть и видеть, что каршеринг действительно меняет города к лучшему. Города перегружены. Они проектировались не под это количество автомобилей. Автомобили потихоньку вытесняются из центров городов. Посредством платных парковок, например. Сегодня в Москве один каршеринговый автомобиль обслуживает в среднем 7 человек в сутки. Представляете, вы утром приезжаете в офис в центр Казани и работаете здесь до вечера, а в это время другой человек садится в этот автомобиль и едет домой отдыхать после ночной смены. После этого его соседка берет этот автомобиль, чтобы отвести ребенка в бассейн и так далее. Города будут перенимать этот опыт однозначно. И в первую очередь - города с большой плотностью населения, вроде Казани.
– Можете в цифрах рассказать о том, как в Татарстане успешен BlaBlaCar?
– Мы не озвучиваем всех данных, но могу сказать, что на сегодняшний день у нас количество маршрутов, захватывающих Казань, превышает 1500 на ближайшие даты. Самым популярным направлением в России несколько раз становился маршрут Казань - Набережные Челны. В данный момент это направленье третье по популярности. Стоимость поездки начинается от 300 рублей. Для сравнения, цена билета на автобус около 800 рублей. Татарстан для нас очень важный регион.
– На начальных этапах, когда вы пришли в Россию, у вас была достаточно агрессивная рекламная кампания. Но в последнее время ее практически не видно. И вот недавно запустили масштабную ТВ-кампанию на нескольких федеральных каналах. С чем это связано?
– Когда мы вышли на российский рынок, здесь уже работало несколько карпулинговых сервисов. В том числе, BlaBlaCar вышел на рынок России за счет покупки сервиса «Подорожники», который работал на рынке России и Украины. Все эти сервисы были достаточно маленькие, поэтому относительно небольших инвестиций в маркетинг было достаточно, чтобы быстро «высосать» из них пользователей. И буквально за 3-6 месяцев мы стали номером 1 среди всех карпулинговых сервисов в России. За неполный первый год работы у нас было больше миллиона пользователей. Это к декабрю 2014 года. План на тот год составлял около 300 тысяч. Мы в три раза его перевыполнили. Такого успеха в компании никто не ожидал.
Карпулинг сложно развивать, потому что нужно единовременно на платформе собрать большое количество и пассажиров, и водителей. Потому что, если у вас есть водители, у которых никто не бронирует места, то второго шанса сервису они не дадут. То же самое касается пассажиров. Мы вложились в рекламу, чтобы нас все видели и слышали. Начиная с прошлого года ситуация изменилась, потому что органический трафик (естественный) превысил трафик, который приносит маркетинг. Это означает, что BlaBlaCar начал расти за счет сарафанного радио.
Тем не менее, 16 июля этого года мы запустили масштабную рекламную кампанию на федеральных каналах. Она продлится 5 недель. Цель – охватить аудиторию, до которой нам сложно дотянуться за счет онлайн-маркетинга. Чем больше на платформе пользователей, тем ей удобней пользоваться, тем выше шансы, что даже из самого маленького населенного пункта, вы все равно найдете себе попутчиков.
– О правовом поле. Ситуация с Uber показала, что тот находится в серой зоне законодательства. Кто несет ответственность — непосредственно водитель или компания? Как вы отрабатываете вопросы с судебными исками и юридическими вопросами?
– У нас в BlaBlaCar уже аллергические симптомы проявляются, когда нас сравнивают с Uber или другими подобными такси-сервисами, потому что мы никакого отношения к ним не имеем. В BlaBlaCar водитель определяет куда и когда ему ехать, не наоборот. И это только одно из базовых отличий.
По поводу исков: у нас нет проблем с законом ни в России, ни в одной из 22 стран нашего присутствия. Под конец прошлого года, правда, у нас был судебный процесс в Краснодаре, вызванный непониманием того, чем карпулинг отличается от такси. Суд принял нашу позицию. Это означает, что совершать карпулинговые поездки закон РФ не запрещает. Но это при условии, что водитель соблюдает ряд требований: 1) не имеет коммерческой заинтересованности в поездке; 2) не оказывает услуг пассажирам, а едет по своему маршруту; 3) ездит не чаще одного раза в день (в т.ч. туда-обратно); 4) не завышает установленную сервисом цену. И т.д. Если водитель нарушает хотя бы один из этих пунктов, то это причина для блокировки его профиля.
Собственно, ради прозрачности карпулиновых поездок в России мы недавно обратились в Минтранс с просьбой, во-первых, признать понятие «карпулинг» на законодательном уровне, как это сделано во многих западноевропейских странах. Во-вторых, начать эту отрасль регулировать, чтобы провести четкую границу между теми, кто совершает поезди с целью коммерческой выгоды, и теми, кто раз в месяц едет в деревню к бабушке и берет попутчиков, чтобы частично компенсировать расходы на бензин.
– Достаточно часто на российских порталах вроде Пикабу появляются посты, где люди высказывают свое недовольство водителями или сервисом. Как вы обрабатываете такие посты и что происходит с такими водителями?
– У нас нет «наших» водителей. Как нет и «наших» пассажиров. Нашим сервисом могут пользоваться совершеннолетние люди, которые не являются профессиональными перевозчиками. Лично с ними мы не знакомы.
По поводу неприятных случаев: мы пытаемся «отработать» каждый из них. У нас есть правила работы сервиса, и если какое-либо из них нарушено, то мы прибегаем к определенным мерам наказания. Если проступок несерьезной, можем пожурить водителя и сказать, чтобы он больше так не делал. Например, если он сказал, что салон некурящий, а в пути он начал курить, то мы его предупреждаем, что так делать нельзя, в противном случае профиль будет заблокирован. Если проступок серьезный – например, водитель пытается завышать стоимость поездки – то за это мы блокируем однозначно.
По поводу недовольных отзывов. У нас в России больше 15 миллионов пользователей. В мире – 65 миллионов. Можно надувать щеки и говорить, что у нас нет недовольных пользователей, но это невозможно даже с точки зрения статистики. Но факт остается фактом - абсолютное большинство наших пользователей сервисом довольны и их частые междугородние поездки тому лучшее доказательство.
– И все-таки, как вы обрабатываете ситуацию с интернет-историями? У вас есть SMM-щики для такого специальные?
– Если поступает жалоба (через любой из каналов, в том числе из социальных сетей), то у нас есть большая команда службы поддержки, которая частично находится в России, частично в Польше. Мы обзваниваем участников инцидента, выясняем обстоятельства случившегося, кто прав, кто виноват. Мы контролируем соблюдение правил нашего сервиса.
– Многие знакомые просили меня задать вам этот вопрос: что с платой за пользование сервисом, которые вы не так давно вводили в России, но позже откатали?
– Действительно, где-то полтора-два года назад мы на маршруте Екатеринбург - Челябинск в тестовом режиме запустили монетизацию. Пассажиры должны были платить за бронирование. Мы хотели посмотреть, как это будет работать. Удивитесь, но результаты были более чем позитивными. У нас была кривая роста новых пользователей до монетизации, и она сохранилась после.
Но изменились обстоятельства на рынке, и мы поняли, что причин зарабатывать прямо сейчас нет никаких, и мы отложили это на какой-то срок. У нас есть денежные ресурсы. Мы зарабатываем на других рынках, например, во Франции, Германии, Испании, Италии, Польше и т.д. Нам этих денег хватает для развития. Помимо этого у нас есть деньги инвесторов. Мы привлекли более 330 миллионов долларов, и на сегодня инвестиционная оценка компании составляет $1.6 млрд. В общем, острой необходимости в монетизации в России прямо сейчас у нас нет. Безусловно, BlaBlaCar - это бизнес, и рано или поздно мы начнем зарабатывать и в России.
Егор Ярко, редакция Include
Фотографии Марины Шинденковой