Найти тему
Escapist

Говард Лавкрафт. Рука ужаса

В чем заключается настоящий ужас? Что для человека является наиболее страшным? Руки из-под кровати, призраки, гремящие цепями? Когда-то эти штампы были актуальны, но сейчас это уже скорее скучно, нежели страшно. Что может вызвать дикий страх в наше время? Уж не современные ли триллеры, пугающие обилием крови и оторванных конечностей? Нет. Современные хорроры берут мрачным психологизмом. И здесь нужно посмотреть, с кого все начиналось. Странные, забытые имена. Те, чьи приемы воздействия на аудиторию поражали масштабом. Классики - Дансени, По, Кларк Эштон Смит, Роберт Говард. И - Говард Лавкрафт. Первый мастер фантастического ужаса, чьи работы базировались в том числе на творениях вышеупомянутых авторов. Чем он знаменит?
Этот человек создал собственную вселенную, точнее сказать - огромный набор вселенных. Человечество в творениях Лавкрафта ничтожно, оно не имеет никакого смысла в сравнении с более великими и ужасными силами. Мы даже не можем осознать глубину уродливого величия сумрачных божеств, до поры затаившихся в самых мрачных норах на окраинах Вселенной. Лавкрафт был одним из первых писателей в жанре ужаса, который отошел от стандартных канонов легенд и мифов о чудовищах, перенеся действие гораздо глубже. Что характерно, в своих рассказах из сборника "Мифы Ктулху" Лавкрафт часто смеется над стереотипами наподобие призраков с цепями, представляя действительность несравненно более ужасной. При этом Лавкрафт является одним из первопроходцев в фантастическом жанре, наравне с создателем Конана-варвара Робертом Говардом он публиковался в первых фантастических журналах - фэнзинах. Также Лавкрафт сделал многое и для научной фантастики. Его описание многомерных пространств, вселенных и жутких существ, обитающих там послужило толчком для признанных НФ авторов наподобие Герберта Уэллса.

Лавкрафт базируется на грани полутонов, размытых красок. Из его описаний ничего практически неясно, преобладают слова "безумный", "немыслимый", "невообразимый". Едва ли не каждое описание настоящего ужаса он предваряет фразой наподобие "это не могло быть правдой", " как я хотел бы забыть это" и тому подобных. Лавкрафт прекрасно понимал, что нет страшнее ужаса, чем тот, который человек способен представить себе сам. И это действительно работает. Различные отсылки к древним, в том числе и выдуманным культурам, упоминание оккультной литературы, чередующееся с искусной выдумкой - это завораживает. Хочется поверить, что все это действительно существует в реальности. И одновременно поверить страшно...
Именно Лавкрафт создал знаменитого Ктулху, ставшего героем многих мемов и фотожаб. И мало кто знает, что на самом деле писатель относился к своим рассказам весьма скептически. В них он видел лишь способ заработка, о чем он всегда писал своим друзьям. Увы, но Америка 30-х годов не оценила Лавкрафта. Писатель скончался от голода в своем родном городе. Кошмарные вселенные Лавкрафта берут начало из его детства - кошмарное плато Ленг было частью его детских кошмаров. А безумный араб Абдул аль-Хазред был всего лишь вымышленным именем Лавркафта, который придумал его в детстве под впечатлением от арабских сказок...
Странная история. Могли ли подобные кошмары быть тайным знаком, а скепсис по отношению к ним - лишь стремлением не видеть?.. Неизвестно. Сейчас Лавкрафт считается классикой ужаса. Даже в наше время его книги не теряют популярности, многие группы посвящают песни его произведениям. "Мифы Ктулху" стоит почитать хотя бы ради того, чтобы проникнуться ничтожностью и безличностью всего человечества посреди бескрайней вселенной. Если не верить в это, такая литература даже покажется увлекательной. И помните - мы не одни во вселенной. Остерегайтесь непостижимых Древних Богов...