Директор Благотворительного фонда Светлана Деркунская — о целях и значимости проекта «Живой лес Байкала»
Иркутские общественники и волонтеры занимаются созданием социальной деревни для бывших заключенных, не имеющих жилья и работы. По замыслу инициаторов, центр «Живой лес Байкала» сможет предоставить им не только трудоустройство, но и возможность пройти ресоциализацию и встать на ноги после освобождения. Подробнее о проекте журналисты SALT.ZONE поговорили с директором Благотворительного фонда им. Николая Кончакова Светланой Деркунской.
___________________________________________________________________________________________
В чем суть проекта «Живой лес Байкала»?
«Идея принадлежит Николаю Кончакову, учредителю Благотворительного фонда ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Он сам провел в местах лишения свободы 28 лет. Кончаков изначально видел конечной целью Фонда создание таких деревень или, как мы их называем, жилищно-производственных комплексов, на базе которых человек мог бы проходить программу ресоциализации, рассчитанную на 5−7 лет. А по итогу бывший заключенный получал бы в собственность дом либо землю. Таким образом Кончаков хотел решить одним способом сразу три социальных проблемы: помочь с ресоциализацией, поднять сельское хозяйство и поспособствовать возрождению деревень. Идея глобальная, в которую практически никто не верил и не верит до сих пор. Все, что мы делаем, мы делаем с помощью добрых людей и фандрайзинга.
Ассоциация заключила соглашение о сотрудничестве с Министерством лесного хозяйства Иркутской области. Благодаря стечению обстоятельств, нам предложили дом на 40-м километре Байкальского тракта. Две проблемы решились разом: мы ищем работу для граждан с судимостью, а в лесу огромное количество работы. Мы поняли, что можно создать здесь социальный центр. Речь пока не идет о полноценных деревнях — до этого еще очень далеко, но мы поставили себе цель начать воплощать эту адаптационную программу. К счастью, досталась хорошая ферма, где можно вести свое подсобное хозяйство.
Экологический меморандум проекта „Живой лес Байкала“ — „Становись живым“. Суть в том, что человек, находясь в месте, далеком от соблазнов, занимается возрождением леса и сельским хозяйством. Все это комплексно должно помочь человеку встать на ноги в новой жизни, выработать внутренний стержень. Мы планируем, что если человек в течение 5−7 лет жил и работал без рецидива, то ему будет предоставлено жилье.
Мы определили, что пока возьмем не больше 10−15 человек. В реализации проекта нам помогает Иркутская епархия РПЦ, которая будет вести с бывшими заключенными духовно-нравственную работу. В отборе людей для проекта будет участвовать батюшка, который ходит в колонии, общается с людьми и знает, кому действительно нужна наша помощь».
Почему это важно?
«Я сама не из бывших заключенных и в моей семье никто не сидел. Но я, как мать двоих детей, вижу опасность в этих людях [бывших заключенных], когда они выходят в никуда, ведь работать им негде и жить им негде. Никто за ними не смотрит, никакого адаптационного процесса нет, служба сопровождения отсутствует. В Иркутской области высокий процент рецидивных преступлений — с учетом того, сколько у нас в регионе колоний.
Нельзя сказать, что все бывшие заключенные белые и пушистые, но 30% из них действительно нуждаются в помощи. У нас есть много примеров таких людей [которым была оказана помощь], они до сих пор звонят и благодарят. За время работы Фонда мы помогли более 1000 человек, только в прошлом году оказали 570 юридических консультаций. И это только личные обращения, я уж не говорю о звонках — звонят и из Москвы, и из Питера. Когда пошли слухи о создании социальных деревень, звонили и говорили, что чуть ли не семьей собираются к нам приезжать.
Мы очень долгое время работали именно над трудоустройством бывших заключенных — это огромная проблема. Особенно с официальным… Их берут на стройки, но очень часто кидают и деньги не выплачивают. Более 90% обращающихся к нам нуждаются в работе.
Мы проводили исследование среди 14 работодателей, задавая им вопрос о том, возьмут ли они к себе гражданина, только что освободившегося из мест лишения свободы. 10 ответили нет, 4 сказали да, но только на низкооплачиваемую должность. У нас вообще бытует мнение, что бывший заключенный — раб или бесплатная рабочая сила. Хотя это такие же люди, у которых те же потребности. Потом мы задали тот же вопрос, но с оговоркой, что человек пройдет программу в проекте „Живой лес Байкала“, — и уже 11 человек изъявили желание взять к себе такого работника».
Что ждет бывших осужденных в центре?
«Работая с этой категорией граждан, мы много чего натерпелись. Приходят и говорят, что все умеют, а на самом деле не умеют ничего. Поэтому человека надо обучить, прежде чем содействовать в трудоустройстве. Наша задача — сформировать бригадиров, которые смогут брать с собой людей из бывших осужденных и выезжать на объекты в лесу. Выделяется деляна — участок в 30 гектаров, который нужно расчистить и засадить. Нужны люди и в пожарные бригады. Но всему этому сначала нужно обучить и ко всему подготовить.
Информация о социальных деревнях, к сожалению, рановато просочилась. Сейчас все на стадии согласования внутреннего устава. Мы подбираем людей, которые будут в этом центре сотрудниками. Обязательно будет обучение лесному делу и сельскому хозяйству — и теоретическое, и практическое. На реализацию обучающей программы мы собираемся писать проект. На первом этапе надо заниматься условиями проживания и питания.
Хотим подавать две заявки на президентские гранты, в том числе по механизму трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Мы понимаем, что надо менять существующую ситуацию, реализовывать модель официального трудоустройства. Но мы сможем сделать это только при поддержке государства».
___________________________________________________________________________________________
Чем помочь?
«Мы не берем деньги, но нам можно оплатить счета. Кроме того, для проекта „Живой лес Байкала“ необходимы любые инструменты — и строительные, и для обработки и возделывания земли. Конечно же, спецодежда для людей и какие-то абсолютно бытовые вещи: посуда, матрасы, столы, шкафы, холодильник, телевизор.
Мы хотим разводить [в социальном центре] куриц, было бы здорово, если бы кто-нибудь смог помочь с этим. Чтобы люди могли выехать в лес на деляну, нужен транспорт — УАЗик или ПАЗик. У нас есть „Жигули“, но они не доезжают до места — дорог практически нет».
___________________________________________________________________________________________
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ:
Следить за новостями проекта «Живой лес Байкала» можно на сайте и в группе Благотворительного фонда им. Николая Кончакова во «ВКонтакте».
Больше материалов на SALT.ZONE