Чемпионат мира по футболу закончился, а вдохновленные его проведением выставки в Москве еще работают. Например, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставочный проект «Архитектура стадионов», который можно увидеть до конца лета.
Казалось бы, ну что смотреть на стадионе, кроме матчей? И вообще, что может быть интересного в архитектуре этих типовых сооружений? А вот оказывается, что все то же самое, что и в прочих общественных зданиях. Отражение идеологии, популярных стилей, новых технологий и вообще жизни в конкретный временной период. Давайте разбираться.
Самому принципу стадиона уже порядка 4000 лет. Самые первые известные нам их типы - это римский и греческий. Греки делали стадионы преимущественно для бега. Олимпиада и все такое, сами понимаете. Типичный греческий стадион имеет форму подковы и предназначен прежде всего для спортсменов.
Римляне предпочтали смотреть лошадиные бега. Поэтому стадион имел форму замкнутого эллипса, а ближе к его коротким бокам обязательно ставились обелиски, чтобы возница успел вовремя повернуть коня, а не врезаться на всем скаку в пыли и азарте в ближайших зрителей. Здесь смысл - в зрилищности. Недаром, лошадиные бега чуть позже превратились в сражения гладиаторов.
Вообще, нам конечно же, повезло, что римляне и греки строили из камня. Значительное количество сооружений сохранилось до сих пор и радует туристов. Причем строили основательно. Например, на римский Колизей пошло столько материала, что до тех пор, пока его не превратили в охраняемый туристический объект, расчетливые итальянцы успели наворовать камней, которых хватило на пару вилл в окрестностях. Но это так, лирическое отступление.
Вернемся к нашей стране. Любопытно, что именно у нас строительство стадионов оказалось наиболее интересным проектом в сравнении с прочим миром. А все почему? В новой стране (которой была советская России) появилась возможность воплощать новое искусство практически без оглядки на старое. 20-40 годы были временем смелых замыслов и невероятных проектов. "Из сердца старое вытри. Улицы - наши кисти, площади - наши палитры" (Маяковский)
Одной из идей большевиков было построение нового правильного общества из новых людей. И в этом новом человеке (почти по Чехову) все должно было быть прекрасно - и душа,и тело, и мысли. С одной стороны древний принцип "в здоровом теле - здоровый дух" был принят на вооружение. С другой - у рабочих появился досуг. И это время надо было как-то занять, иначе оно проводилось в кабаках, пьянстве и прочих сомнительных занятиях. А что может быть лучше спорта для использования энергии молодых здоровых мужиков?
Между прочим, идея спортивных команд возникла еще в конце 19-начале 20 века у крупных промышленников. Рабочие поселки укрупнялись, производство привлекало много народа, и спортивные клубы активно использовались владельцами, чтобы не допустить праздности и разврата. Кстати, забавная вещь. В Орехово-Зуево, где была создана первая футбольная команда, владельцы построили шикарный по меркам того времени стадион, заказали в Англии специальную обувь, футболки, обучили команду. Осталось только сшить футбольные трусы. Мужикам раздали материал и указания. И что вы думаете? Все они пришли на матч в "трусах" длиной до лодыжек :) Ибо, ну солидные же люди, неприлично в коротких портках бегать. Пришлось англичанину, который тренировал команду, прямо перед матчем отрезать лишнюю длину ножницами.
Вообще в СССР было три попытки строительства главного стадиона страны: Международный Красный Стадион (1920-е), Центральный стадион им. Сталина (1930-е) и Центральный стадион им. Ленина (1950-е).
Первая идея сооружения крупного стадиона, оформленная официально, принадлежала Н.И. Подвойскому, который считал, что новый стадион будет "гигантским мировым памятником революции и свободного духа человеческого". Красиво мыслили!
В 20-е годы Ладовский придумывает проект Международного Красного Стадиона (МКС), в котором сооружение становится своего рода спортивным комбинатом. Использовалось место под трибунами, и даже предполагался яхт-клуб! МКС задумывался как полномасштабный спортивно-зрелищный комплекс, который включал в себя помимо центрального стадиона на 60 тыс. зрительских мест (Лужники сейчас это 80000), еще и целый комплекс малых спортивных сооружений: яхт-клуб, велотрек, теннисные корты, лыжную станцию, купальни и даже солярий (!!!) и т.п.
Под строительство стадиона отводилась уникальная для Москвы территория с гористым рельефом – склон Воробьевых гор, террасами спускающейся к реке. В декабре 1924 года первый вариант МКС был закончен. Все материалы были отправлены в Париж на Международную выставку декоративного искусства 1925 года, где получили Гран-при за новаторский архитектурный проект.
Коржев тоже создавал именно спортивный комплекс: генплан всей территории, спортивный клуб, трибуны, трек для автогонок, велотрек, беговые дорожки для скачек, тренировочные сооружения, водная станция.
Интересная деталь - чертеж трибун, которые могли складываться и раскладываться, превращаясь в крышу или дополнительные места для зрителей:
Но проект оказался слишком дорог.
Воробьевы горы в силу своего рельефа вообще были привлекательным местом для строительства стадиона. Несколько проектов планировалось осуществить именно здесь. Но из-за слабости грунтов и сложности технологий это удалось сделать только после войны.
В 20-е годы появляется довольно много спортивных обществ (модная в то время тема), которые организовывались прежде всего при ведомствах: Динамо, СКА, Торпедо и т.д. Появлялись спортивные клубы при заводах и фабриках. Неудивительно, что возникает идея типовых стадионов. Первый такой проект - стадион "Динамо" Ладовского.
Опять-таки любопытно, что представление о стадионе, как о спортивном комплексе складывается только в России. Климат у нас, сами знаете какой. Поэтому проекты стадионов включали и футбольное поле, и беговые дорожки, и помещения для занятий самыми разными видами спорта. Да, собственно, именно такие стадионы мы все помним по своему детству. Например, я занималась в Лужниках фигурным катанием. Но у нас были и спортивные залы, и открытое поле с дорожками для бега, крытые летом и открытые зимой катки.
Следующая волна проектов посвящена стадиону им. Сталина. К всемирной спартакиаде 1935 года нужен был большой современный стадион. "При строительстве стадиона исходить из сооружения зрительских трибун не менее, как на 120 тыс. нумерованых мест и достаточного количества различного рода физкультурных сооружений вспомогательного значения, учебного, массового пользования" (Постановление президиума ЦИК СССР 1931 г). Под строительство была отведена территория в Измайлово размером 300 гектаров.
Еще один оригинальный проект - стадион им. Кирова в Ленинграде. Основная архитектурная идея - стадион-холм - синтез греческого ландшафтного решения и римского размаха. Такой тип позволял интегрировать в ландшафт огромные по вместимости стадионы. На внутренних склонах располагались трибуны на 100 тыс. человек, а внешние склоны озеленяли и покрывали системой лестниц и пандусов.
По тому же проекту был построен стадион в Киеве. Открытие планировалось на 22 июня 1941 года... Интересно, что билеты, проданные на матч были действительны после окончания войны!
Стадион в Лужниках, строили уже после войны и построили очень быстро, всего за 2 года. Умели люди работать! А сколько было замыслов! Лужники проектировали в том числе и как продолжение (и идейное тоже) парка им. Горького, и проект был грандиозный:
Например, он включал бассейн с островами в форме континентов земного шара.
Вот смотришь на все это и так жаль, что внушительные проекты 20-30-40-х годов так и не осуществились. Какие бы невероятные сооружения мы могли бы иметь, если бы не война!
В завершении приведу еще несколько строк из статьи Колли 1935 года, которые обобщают все, что вам надо знать про стадионы.
"Стадионы древней Греции имели совершенно иную форму, нежели современные стадионы. Это объясняется, во-первых, спецификой спортивных упражнений и, во-вторых, тем, что в зту эпоху главное внимание было сосредоточено на участниках состязаний - это было состязание для выявления наилучше подготовленных атлетов, а не состязание как зрелище.
Римские сооружения для физических упражнений оформлялись на основе иных установок. Здесь архитектор прежде всего ставил себе задачу превращения спортивных состязаний в зрелище. Все внимание зрителя, сидящего в амфитеатре, было силой всей композиции трибун сосредоточено только на том, что происходит на арене.
Спортивные сооружения Америки предназначены, главным образом, для коммерческой эксплуатации. Задача устроителей соревнований и архитектора заключается в большинстве случаев в том, чтобы разместить как можно больше зрителей вокруг арены. Последний не чувствует себя сидящим на открытом воздухе и наблюдающим за спортивным состязанием. Он как бы находится в закрытом сооружении в полном отрыве от окружающей природы. Зеленый газон игровой площадки кажется при этом каким-то искусственным сооружением, своеобразной театральной декорацией".
Иными словами есть три типа стадионов - для спортсменов, для зрителей и для зарабатывания денег. Что абсолютно верно и сейчас.
Во второй половине 20 века, не говоря уже о веке 21, стадионы становятся все более узкофункциональными. Они теперь больше не являются массовыми спортивными комплексами, а предназначены для конкретных видов спорта - футбольные (которые постепенно вытесняют все остальные - см. ремарку выше про американский подход), легкоатлетические, ледовые, велотреки, теннисные корты.
Стадионы больше не несут идеологической нагрузки и не воспитывают нового человека. Нет больше красивых барельефов, эффектных статуй атлетов, канонизирующихвиды спорта, впечатляющих портиков и прочих украшений. Осталась только чистая функциональность. Такова эволюция.