Стало дешёвым понтом говорить, что об этой книге было известно ещё до Оксимирона. Но я люблю дешёвые понты, поэтому, да, я знал об этой книге ещё до Оксимирона. Как человек, помешанный на «Звездных войнах», о «Герое» я знал как об источнике вдохновения Лукаса. Для современного читателя эта книга примечательна только этим, да Оксимироном.
Никто сейчас не будет, кроме студентов политологов младших курсов, читать Аристотеля, Макиавелли или Локка. Дело здесь не в том, что книги устарели – классика не устаревает. Просто высказанные в этих трудах главные идеи стали общим местом и разлились даже не по тысячам других книг, а живут в миллионах головах.
Поэтому книгу Кэмпбелла читать скучно. Когда в середине 1940-х годов он на основе юнгианского психоанализа создавал концепцию мономифа, то высказываемые им идеи безусловно имели прорывной характер. Даже для людей далеких от изучения мифологий и психоанализа высказанная Кэмпбеллом идея о сюжетной, смысловой и символической близости древних сказаний всех народов уже через 10-20 лет стала общим местом. Нужно совсем немного образования, чтобы прийти через чтение разных книг к этой идее. Нет, это не Кэмпбелл плох. Просто концепция мономифа в разной форме разлилась по пространству гуманитарного знания.
Всё содержание «Героя» можно запихнуть в страниц пять, а всё остальное – это бесчисленные примеры. Читать их невозможно. Во-первых, постаралось издательство «Питер», которое не захотело тратиться на лишнюю бумагу, и все ссылки вежливо предложила скачать из интернета. Во-вторых, уже через несколько страниц ты навсегда запутываешься в труднопроизносимых именах героев разных мифов. В-третьих, раз введя в повествование какого-нибудь героя зулусского мифа, Кэмпбелл к нему возвращается через 100 страниц, не утруждая себя в логических переходах. Дескать читатель всё помнит. Поэтому неожиданно из скандинавской саги вы оказываетесь на Тибете, а оттуда в Древней Америке.
Редчайший случай для меня, когда не готов рекомендовать книгу. Но если всё-таки хочется почитать, то можете обойтись прологом, четвертой главой первой части и третьей главной второй части. Хотя, на самом деле, пролога более чем достаточно.