О фильме “Два дня, одна ночь” режиссеров Жан-Пьера и Люка Дарденн
Классики европейского кино Жан-Пьер и Люк Дарденн в 2014 году выпускают нетипичный для себя фильм, по жанру напоминающий производственную драму. Вначале все вроде бы складывается хорошо. Картина “Два дня, одна ночь” попадает в конкурс Каннского фестиваля. По красной дорожке проходит обладательница “Оскара” и исполнительница главной роли в фильме Марион Котийяр. Критики очень тепло принимают новое произведение бельгийских братьев, но жюри оставляет картину без наград. Начинают звучать предположения, что и тема не та, и масштаб не тот, что раньше.
На первый взгляд, ничего масштабного. Действие картины происходит в наши дни в небольшом бельгийском городе. Главная героиня Сандра работает в компании по производству солнечных батарей. Несколько месяцев она проводит на больничном из-за обострившейся депрессии, а когда собирается выйти на работу, узнает, что ее уволили. Драматизма ситуации добавляет то, что за увольнение Сандры проголосовало большинство ее коллег. Как объясняет ей директор, кризис - азиаты наступают, а премии платить надо, их на всех не хватит, поэтому приходится кого-то увольнять, кого - решают голосованием. Неважно, что жизнь одного уволенного сотрудника повисает на волоске, зато все остальные довольны: их ждет годовая премия в тысячу евро.
Весь фильм красотка Марион Котийяр не похожа на себя. Никакой красоты и женственности не осталось в ее героине: одни сплошные нервы и постоянно подступающие слезы. У зрителя она вызывает смешанные чувства, в основном жалость и раздражение. Фильм “Два дня, одна ночь” строится на встречах Сандры со своими коллегами. У нее есть два дня на то, чтобы убедить их проголосовать заново и дать ей возможность работать дальше. Мы видим Сандру практически в каждом кадре. Камера следует за главной героиней, куда бы та ни направлялась. Вроде бы, как всегда у Дарденн. Но в этом фильме расстояние между героем и камерой длиннее обычного, она не дышит ему в спину, как во многих других картинах этих авторов. Здесь, с одной стороны, простой монтаж без лишних склеек, с другой - продуманная съемка без привычных “восьмерок”. Во время каждой встречи по краям кадра стоят Сандра и ее коллега, в центре - напряжение, которое возникает между ними.
Одна из особенностей этой “производственной драмы” в том, что мы не видим самого производства. Да и рабочих тоже. Перед нами обычные люди. Каждый решает свои проблемы: долги, ипотека, поступление ребенка в институт и все в этом духе. Почти каждый предлагает Сандре встать на его место, чтобы понять: он не может голосовать за нее. “Я не против тебя. Я за свою премию”, - слышит она в ответ. В конце концов жалко становится всех.
В этой истории, на первый взгляд, не хватает профсоюзного вмешательства. Той защиты, которая позволила бы Сандре избежать постоянного унижения, пока она обивает пороги коллег, и которая заставила бы руководство компании отказаться от оскорбительного голосования. Оскорбительного для всех его участников. Но в каком-то смысле роль профсоюзного лидера играет в картине муж Сандры. Он заставляет ее бороться и идти до конца, чего бы ей это не стоило. Сами братья Дарденн не ставят своей целью подвергнуть критике систему, которая возлагает ответственность за увольнение сотрудника на коллектив. Для них главным остается желание увидеть в людях проявление человеческого, готовность ради другого совершить поступок. Потому что завтра может настать твоя очередь быть уволенным. В финале на лице Сандры впервые за весь фильм появляется улыбка. Она счастлива, хоть и не стала победителем в этом сражении. Она только что сама совершила поступок, сделав единственно верный для себя выбор.
За роль Сандры в фильме братьев Дарденн Марион Котийяр была номинирована на “Оскар” и премию “Сезар”, получила премию Европейской киноакадемии. Актриса говорит, что работа с Дарденн стала для нее величайшим счастьем.
ГАЛЕРКА
Александр Шершуков:
Как говаривал в прошлом веке один политик - “архисвоевременная вещь”. В том же прошлом веке в СССР появился фильм “Премия”. Суть советского фильма была в конфликте: работники коллективно не хотели брать премию, которая выплачивалась в результате бардака и мошенничества на предприятии с плановыми показателями. Суть французского: для получения годовой премии в 1000 евро нужно пожертвовать товарищем - тут-то коллектив и колется на части.
Фильм и о том сомнительном выборе, который формулирует работодатель, делая виновным в сокращениях не себя, а работников. Фильм и о том - в состоянии ли ты пожертвовать личной выгодой ради коллеги? Причем последний вопрос трактуется в картине двояко: сначала героиня ищет поддержки у коллег, чтобы избежать увольнения, а затем уже перед ней в финальных кадрах работодатель ставит вопрос о ее готовности пожертвовать кем-то во имя сохранения работы.
В фильме действительно нет профсоюза. Но тот нравственный выбор, который делают или не делают герои, он как раз про профсоюзы в их лучшем варианте. Смотреть стоит.
АФИША
“Два дня, одна ночь”
Сандра, мать двоих детей, вылечившись от депрессии, пытается вернуться на работу и узнает, что большинство ее коллег проголосовали за ее увольнение, чтобы не потерять годовые бонусы. Добившись повторного голосования, она встречается с ними, чтобы убедить изменить мнение.
В ролях:
Марион Котийяр - Сандра, Фабрицио Ронджоне - Ману, Катрин Сале - Жюльетта, Батист Сорнен - мсье Дюмон.
Награды:
2014 - приз за лучший фильм Сиднейского кинофестиваля; премия Европейской киноакадемии в категории “Лучшая европейская актриса” (Марион Котийяр); премия Нью-Йоркского общества кинокритиков за лучшую женскую роль (Марион Котийяр);
2015 - три премии “Магритт” (Бельгия) за лучший фильм, лучшего режиссера (обе - Жан-Пьер и Люк Дарденн) и лучшего актера (Фабрицио Ронджоне); премия “Золотой жук” за лучший зарубежный фильм (Жан-Пьер и Люк Дарденн); премия “Люмьер” за лучший франкоязычный зарубежный фильм (Жан-Пьер и Люк Дарденн); премия Национального общества кинокритиков США за лучшую женскую роль (Марион Котийяр).
Светлана Прокудина, кинокритик