Председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк в студии Города+ рассказала о конкурсе на строительство аэроэкспресса в Пулково, принципе государственно-частного партнерства и об инвестиционных проектах пансионатов нового поколения для пожилых людей.
Глава ведомства уверена, что совместное решение общественно значимых задач выгодно и для инвесторов, и для государственных органов.
Новый выпуск программы «Главный+» смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.
- Две недели назад состоялся Совет по инвестициям. Расскажите подробнее, о чем шла речь?
- На последнем заседании Совета по инвестициям мы обсуждали две инициативы поддержки инвестиционной деятельности. Первая была направлена на стимулирование инвестиций по социальному обслуживанию.
- Социальное обслуживание – это совершенно новое направление в инвестициях?
- Да, новое. Георгий Сергеевич Полтавченко дал нам поручение проработать вопрос об увеличении количества домов по обслуживанию пожилых людей, чтобы качество социального обслуживания для них стало выше. Сейчас у нас есть несколько инвестиционных проектов, но их недостаточно, потому что на предоставление подобных услуг довольно большой спрос. Поэтому необходимо простимулировать инвестиции в этом направлении. Мы предложили две опции, по которым инвесторы получают существенные льготы при реализации подобных проектов. Первая льгота касается земельных участков под строительство пансионатов для пожилых людей. Инвестор получает имущественную поддержку в виде целевого предоставления земли без торгов. При этом инвестор должен будет передавать часть построенных помещений городу, чтобы сохранить их функциональное назначение. Тем самым мы обеспечиваем контроль качества объекта – пансионата для обслуживания пожилых людей. Вторая льгота касается предоставления минимальной арендной платы на уже готовые объекты, которые точно так же будут использоваться под реализацию пансионатов. По анализу инвестиционных проектов в этом сегменте, инвестор тратит очень большое количество денег именно на арендные платежи. К тому же если объекты находятся в частной собственности, то перспективы долгого нахождения проекта на их территории достаточно туманны. Теперь инвестор берет объекты недвижимости в аренду у города. Он платит меньше и имеет четкое понимание, что в течение десяти лет он может осуществлять деятельность по организации пансионата для обслуживания пожилых людей.
- А аналогичные проекты в России есть?
- Есть, но больше таких проектов в Европе. Поэтому наша задача за счет притока частных инвестиций повысить качество обслуживания до европейского уровня. Имея опыт и понимание организации работы внутри такого пансионата, мы должны строить практически гостиницу в 3 звезды, которая может обеспечить достойное существование пожилым людям. Это очень важно. У нас, как я уже сказала, сейчас есть два инвестиционных проекта. Инвесторы взяли в аренду помещения, которые принадлежали в том числе и частным владельцам. Один проект по ГЧП находится в начальной стадии: мы предоставили земельный участок в Репино под пансионат для пожилых людей. Но хочется, чтобы этот опыт тиражировался и таких учреждений у нас было гораздо больше.
- Преимущественно в эту программу будут попадать здания, которые являются объектами культурного наследия?
- Необязательно. Таких требований нет. Главное – чтобы такие объекты находились в удобном месте, чтобы вокруг была парковая зеленая зона, чтобы пожилым людям можно было совершать прогулки на свежем воздухе. Но таких объектов не так много. Будет подготовлен перечень, по которому мы потом будем сдавать их в льготную аренду. Не нужно забывать еще и о том, что земельные участки, которые предоставляются на льготных условиях, позволяют построить такие пансионаты с нуля.
- А какое второе направление обсуждалось на совете по инвестициям?
- Это вовлечение объектов культурного наследия в инвестиционный оборот. Дело в том, что у нас существует серьезная проблема при организации торгов по подобным объектам. Потому что, в соответствии с законодательством, чтобы объявить торги на объекты культурного наследия, необходимо провести историко-культурную экспертизу, по сути, сделать проектные работы. Это требует бюджетных трат и не всегда представляется возможным. Поэтому идея заключается в том, чтобы начать с больших архитектурных ансамблей. Это будут объекты культурного наследия, которые имеют большую площадь, потому что одним из критериев вовлечения подобных объектов является объем вкладываемых инвестиций в один миллиард рублей. Мы понимаем, что это достаточно большие объекты, и они будут обязательно завязаны на стратегический проект. То есть проект должен отвечать требованиям законодательства на присвоение статуса стратегического инвестора. Если инвестиционный проект им соответствует, можно будет передавать объект тоже без торгов.
- Конюшенное ведомство попадает под критерии?
- Гипотетически может попадать. Но Конюшенное ведомство должно остаться в собственности Петербурга. Мы понимаем, что если объекты реконструируются при обычных льготных опциях, то инвестор может оформить частную собственность после завершения работ. А архитектурный ансамбль Конюшенного ведомства должен все-таки остаться у города. Мы видим, что там должно быть общественное и культурное пространство. Поэтому мы дадим возможность инвестору в течение минимум тридцати лет привести ансамбль в порядок, обеспечить необходимую инфраструктуру, вернуть свои вложенные средства за определенный период, а дальше отдать этот объект городу.
- Следующий вопрос про аэроэкспресс. Ждем объявления конкурса?
- Да, аэроэкспресс обсуждается достаточно давно. Это главная задача по обеспечению транспортного сообщения от аэропорта Пулково до центра города. В ближайшее время будет объявлен конкурс, концепцию мы уже подготовили. Предполагается, что будет создана железнодорожная ветка от комплекса Пулково до Витебского вокзала. Практика показывает, что к области транспортной инфраструктуры интерес инвесторов сейчас большой. Поэтому мы ожидаем, что и на объявленный конкурс по аэроэкспрессу придет несколько крупных инвестиционных компаний, и одна из них – «Аэроэкспресс», которая реализовывала аналогичный проект в Москве. Город участвует финансово в рамках капитального гранта в объеме 10 миллиардов рублей. Общий объем необходимых инвестиций по проекту – 18 миллиардов рублей. Но схема отличается от привычной схемы ГЧП тем, что город, вкладывая свою часть, дальше уже не несет ответственности по объему пассажиропотока.
- То есть повторения ситуации с ЗСД в плане выплат не будет?
- Мы считаем, что проект ЗДС достаточно успешный. Выплаты – это классическая схема по транспортной инфраструктуре. Средства, вложенные в развитие транспорта, не всегда обеспечивают организацию большого пассажиропотока. Это невозможно, поэтому зачастую общественный транспорт у нас является дотационным. В тех проектах, которые мы объявляли позже, чем ЗСД, например, скоростные трамваи, мы тоже предполагаем субсидии со стороны города. С аэроэкспрессом иначе – мы выплачиваем единовременно капитальный грант, и дальше уже проект реализуется на страх и риск того инвестора, который победит в конкурсе.
- Крупные инвестиционные инфраструктурные проекты существенно изменили облик города к лучшему. Возможно ли повторение такого позитивного эффекта в инвестпроектах социальной сферы?
- Безусловно, мы над этим работаем. Я могу сказать, что в портфеле проектов комитета по инвестициям сейчас около пятисот проектов – абсолютно разных, с разным объемом инвестиций. И они охватывают абсолютно все сферы. Если посмотреть на работу комитета за последние несколько лет, мы видим, что было предложено очень много и законодательных инициатив – я имею в виду поддержку тех или иных отраслей. Например, опять же, развитие социальной отрасли. Отдельно мы создали программу поддержки трехзвездочных гостиниц. Много проектов в области транспортной инфраструктуры. Среди тех проектов, которые мы будем объявлять в ближайшие полгода, тоже много достаточно интересных. Мы охватываем абсолютно все направления, и надеюсь, что будет больше инвесторов, которые будут приходить в наш замечательный город.
- При составлении проектов учитывается нефинансовая составляющая? Ведь в социальной сфере невозможно все измерить одними только деньгами.
- Безусловно, когда мы готовим инвестиционные проекты, мы учитываем не только экономику, а прежде всего – цель, для которой привлекаются частные деньги. Прежде всего, мы привлекаем необходимые компетенции, опыт, чтобы за счет проектов повышать качество обслуживания во всех направлениях.
- Есть какие-то проекты, которыми лично вы гордитесь? Либо ваша идея, либо ваше активное участие?
- Мы работаем в команде, поэтому все проекты для нас являются важными. Инициатива зачастую исходит не только от нашего комитета. Это и стратегические планы по развитию Петербурга, в которые вовлечено множество комитетов. Наша задача – правильно «упаковать» проект, сделать его привлекательным для прихода инвесторов. Еще раз подчеркну, что к этому вопросу мы подходим очень системно и не забываем о создании комфортных условий ведения бизнеса. На законодательном уровне тоже предлагаем различные меры поддержки. За последние несколько лет у нас предложено так много различных опций для инвесторов, что сейчас у них существует достаточно серьезная вариативность, разные механизмы реализации. Имущественные, налоговые меры поддержки очень серьезно сокращают инвестиционные затраты при реализации проектов. Очень хочется, чтобы инвесторы пользовались этим качественно. Чтобы мы в конечном итоге получали действительно интересные, нужные для города инвестиционные проекты.
- То, что вы назвали «упаковкой» инвестпроектов, часто является чуть ли не решающим фактором для прихода инвесторов.
- Безусловно, мы для этого и работаем. Это могут быть механизмы и государственно-частного партнерства. К слову, мы в этом году заняли в данном направлении первое место среди всех субъектов Российской Федерации. На сегодня в нашем портфеле 32 проекта по механизму ГЧП. По ряду из них мы уже объявили конкурс, а ряд проектов еще готовится.
- Есть ли среди готовящихся способные удивить?
- Мне кажется, любой крупный инвестиционный проект в какой-то степени удивляет. Даже в непростых экономических условиях мы занимаем активную инвестиционную позицию, поэтому все проекты достаточно уникальны.
- Ирина Анатольевна, расскажите о законотворческой стороне работы комитета.
- Повторюсь, что за последние несколько лет мы предложили очень много интересных мер поддержки для инвесторов. Начиная со стратегического инвестиционного проекта, который позволяет получать земельные участки с целевым назначением, и заканчивая направлениями по предоставлению объектов недвижимости по льготной аренде в разных сегментах. Например, отдельно мы предлагали инициативу поддержания общественно-креативных пространств. Мы серьезно переработали законодательство, чтобы инструментом ГЧП можно было активно пользоваться. У нас появилась такая опция, как частная инициатива, когда инвестор может сам подготовить инвестиционное предложение и прийти с ним в город. Мы его в достаточно короткие сроки рассматриваем и принимаем решение, реализовывать его по механизму ГЧП или нет. Раньше это была публичная инициатива, только город объявлял конкурс, а сейчас инвестор может сам подготовить необходимую конкурсную документацию и предложить городу тот или иной проект. Это направление пользуется популярностью, например, в области гостиниц и транспортной инфраструктуры. Подано предложение по реконструкции котельных – проект, который мы тоже рассматривали на Совете по инвестициям, кстати, первый в области ЖКХ. Есть законодательная инициатива по введению понятия масштабного инвестиционного проекта: инвестор, вкладывая существенные деньги, от 15 млрд рублей, может получить возможность реализовывать инфраструктуру, в том числе жилищную, на смежных земельных участках.
- У нас сейчас есть какое-то особенное отличие от Москвы в инвестиционном плане?
- Сложно сравнивать, потому что Москва является столицей. Мы понимаем, что там, конечно, больше финансовых возможностей, больше приток денег. Но, тем не менее, Петербург тоже привлекает хорошие инвестиции и инициирует достаточно большое количество проектов. Есть компании, которые хотят работать именно в Санкт-Петербурге, потому что у нас уникальный город с уникальным историческим обликом. Это культурная столица, здесь можно реализовать очень много интересного. Сложно сравнивать, но здесь мы занимаем очень активную позицию в части предложения инвесторам различных условий.
- И в завершение, что вы для себя считаете критерием успешной работы комитета?
- Это, прежде всего, системный подход. Это не только предложение рынку каких-то инвестиционных проектов, но и формирование комфортных условий для ведения бизнеса. Чтобы у нас было меньше административных барьеров, чтобы согласования проходили быстрее, а у инвесторов было хорошее настроение при реализации инвестиционных проектов на территории Петербурга. Это гибкое инвестиционное законодательство и, конечно, появление новых качественных, интересных проектов, способных удивлять и менять наш город к лучшему.
Новый выпуск программы «Главный+» смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.