Найти тему
zautra.by

Почему педагоги в Польше не бегут из учебных заведений, а ученики старательно учатся

Надежда Ковш, Завтра твоей страны

В 2016 году началась реформа довузовского образования в Польше, основные изменения – ликвидация гимназий и связанный с этим переход к новой модели основной школы, а также трансформация системы профессионального образования.

Министр национального образования Польши Анна Залевская отмечает, что цель реформ – обеспечить хорошее образование каждому ученику, вне зависимости от места его проживания и материального статуса семьи.

Новая структура включает в себя обязательную для всех 8-летнюю основную школу, а затем, по выбору, ученик может:

— продолжить обучение в общеобразовательном 4-летнем лицее (с получением аттестата о среднем образовании);

— совместить учебу с профессиональной подготовкой. В этом случае ученика ждет либо техникум (5 лет обучения) либо, если он не уверен в своих силах и знаниях, промышленная школа двух ступеней.

Три года в профессиональной школе 1-й ступени позволяют закончить учебу, получив звание квалифицированного рабочего, либо же продолжить образование в школе 2-й степени и получить аттестат о среднем образовании.

Однако какой бы путь школьник ни выбрал, у него всегда остается возможность продолжить учебу в вузе. В этом отличие польской системы от, например, немецкой, где избрание определенного вида профобучения закрывает путь к высшему образованию.

Усиление профессиональной подготовки, основанной на сочетании теории и практики, разработка программ обучения с учетом запросов работодателей – текущие задачи совершенствования довузовской системы Польши.

— Германия, Швейцария, Австрия и Люксембург – эти немецкоязычные страны создали эффективную дуальную систему обучения и мы используем их наработки, — говорит Ян Каминский, старший школьный инспектор Инспекции образования г. Вроцлава.

Что собой представляет дуальная система? Учащийся получает теоретические знания в учебном заведении, а практические навыки – в закрепленной компании. В странах, где в профессиональном образовании практикуется дуальная система, наблюдается самый низкий уровень безработицы. Вот почему Европейская Комиссия рекомендовала всем странам ЕС внедрить дуальную систему профобучения в свои образовательные структуры.

«Практика — слабое звено профобразования»: где учат строителей и почему у нас «не как у немцев»

— Во Вроцлаве мы пошли дальше и практикуем триальную систему, при которой ученик имеет: 1. Теоритическую подготовку в учебном заведении; 2. Практическое обучение в специализированном центре; 3. Практику в принимающей компании, — объясняет Ян Каминский.

Нам удалось посетить такой центр и ознакомиться с его работой.

В школу – за парту, в Центр – за станок

— Вместо нескольких техникумов и училищ с устаревшей материально-технической базой, мы создали во Вроцлаве единый Центр практического обучения, снабдив его самыми современными инструментами, станками и тренажерами, — делится опытом основатель, а сегодня руководитель группы консультантов по профориентации Центра Здислав Колан.

В Центре проводятся практические занятия для учащихся профессиональных школ 1 и 2 ступени и техникумов: механических, электрических, электронных, мехатронных и телекоммуникационных.

Лаборатории Центра великолепно оснащены: ученики имеют возможность практиковаться в работе на станках с ЧПУ, в том числе на трех и пятикоординатных фрезерных станках, осваивать производство продукции на 3D принтере.

Профинансировал закупку оборудования Европейский союз, однако Вроцлав имеет достаточно собственных средств для поддержки образовательной системы: половина собранных налогов остается в распоряжении города, а не направляется в Варшаву для последующего перераспределения.

Предлагаются в Центре также и длительные (1 год) курсы по различным специальностям. Ученики, которые не способны закончить даже 1-ю ступень профессиональной школы, могут отучиться на курсах и, сдав успешно квалификационный экзамен, получить свидетельство об их окончании. Это несколько повысит их шансы на трудоустройство.

Пройти обучение на курсах могут и взрослые, однако для них учеба уже будет платной.

— Я всегда говорю ученикам: пользуйтесь возможностью получить знания бесплатно, чтобы не платить потом тысячу долларов за курс в 40 часов, — рассказывает Здислав Колан.

Особого внимания заслуживает система контроля знаний и практических навыков в Центре. Итоговые экзамены принимают не наставники Центра, а представители специальной комиссии, в которую входят учителя и специалисты других учебных заведений, имеющих аналогичный профиль. Экзаменатору, как и испытуемому, присваивается номер, имен и фамилий друг друга они не знают. Как не знают заранее в администрации Центра, какое задание будет на экзамене. Все это позволяет избежать нежелательных махинаций и обвинений в предвзятости, обеспечить высокий уровень контроля знаний. Как результат – высокие отзывы работодателей о качестве подготовки учащихся.

Единственной проблемой, по словам представителей администрации Центра, являются сложности с набором учащихся. Виной тому миграционные процессы, демографический кризис, и, самое главное – высокие амбиции современных молодых поляков.

— Почти никто не хочет идти учиться в профессиональную школу I степени, кроме таких профессий, как повар, парикмахер и некоторых других. Большей популярностью пользуются техникумы а наибольшей — общеобразовательные лицеи, потому что сегодня большинство молодежи хочет получать высшее образование, — сетует Здислав Колан.

-2

Центр практического обучения во Вроцлаве проводит практические занятия для учащихся профессиональных школ и техникумов.

-3

Здислав Колан, основатель Центра практического обучения, сегодня — руководитель Группы консультантов по профориентации

-4

Центр оборудован современными станками и тренажерами. Стоимость одного станка может достигать 250 000 долларов

-5

В мастерской все готово для проведения экзамена по электротехнике. Задание и учащиеся, и администрация узнают только непосредственно перед испытаниями

-6

Аудитория подготовлена для приема экзамена будущих токарей. Снимать сам процесс испытаний запрещено

-7

На экзамене учащиеся, как и экзаменатор, имеют только номер. Имена и фамилии скрыты. Это позволяет избежать обвинений в предвзятости и коррупции

-8

Учебное место. Токарный станок с ЧПУ

Сегодня инженер, завтра — учитель

Однако современная и высокотехничная база для практического обучения – только одна из составляющих учебного процесса. Необходимо иметь профессионалов, которые научат ребят управлять этими станками. Как удается польским учебным заведениям привлекать и удерживать квалифицированных наставников?

Прежде всего – высокими зарплатами и льготами.

— В Польше принят закон, гарантирующий определенные привилегии учителям, — говорит Ян Каминский. Однако и требования к качеству преподавания сегодня очень высоки. Время, когда учащиеся полагали, что важно сдать экзамен, а не получить и усвоить новые знания, прошло. Платить зарплату учителю при отсутствии знаний у учащихся никто не будет.

Школы и техникумы также заинтересованы в привлечении на работу в качестве учителей специалистов, имеющих практический опыт.

— Профессионалы, особенно из новых технологичных отраслей, придя на работу в школу, могут рассчитывать на очень высокую зарплату, — говорит Ян Каминский. Как мы уже отмечали, у города имеются финансовые возможности для стимулирования такого рода деятельности.

Приобщать к бизнесу с детского сада

В Польше очень развито предпринимательство, государство оказывает значительную поддержку развитию малого бизнеса, и в первую очередь, образовательную.

В соответствии с новыми требованиями знания об экономике и предпринимательстве преподаются в польских школах с первого класса. В начальных классах на изучение инновационной деятельности и предпринимательства отводится 20 часов в год. В старших классах уже присутствует отдельный предмет «Предпринимательство и экономика».

Он включает в себя не только теорию, школьники выполняют множество практических заданий: разрабатывают сценарий создания собственной компании, составляют бизнес-план.

— Начинать учить молодых людей предпринимательству в 18 лет сегодня – слишком поздно. Давать основы новаторской деятельности, развивать предприимчивость нужно буквально с детского сада! – утверждает Ян Каминский.

Польские чиновники понимают, что обучение предпринимательским навыкам, которые действительно будут полезны школьникам и поспособствуют их активному участию в деловой жизни, возможно только благодаря внедрению инновационных программ обучения, новаторских организационных и методологических решений в учебном процессе.

Чтобы учителя и преподаватели не боялись экспериментировать во время занятий, в Министерстве народного образования дали определение, что такое педагогический эксперимент, какие условия необходимо выполнить, чтобы можно было его провести в школе или другом образовательном учреждении. При этом, по новым правилам, отчетность по таким занятиям сильно упрощена.

Что же, за будущее польской молодежи можно не беспокоиться, но стоит задуматься, имеют ли белорусские школьники равнозначные условия для выхода во взрослую жизнь.

Крепостные с дипломом