В начале июля приморская КПРФ выдвинула на губернаторские выборы строителя Андрея Ищенко. Спустя несколько недель его штаб выпустил газету кандидата со слоганом «Андрей Ищенко - кандидат от народа», а во всех популярных пабликах в соцсетях начали появляться комментарии в поддержку коммуниста с явно скопированным текстом, при этом распространялись они либо с закрытых аккаунтов, либо с аккаунтов, имеющих признаки ботов.
Как заметили пользователи соцсетей, комментарии пишут некие люди из Хабаровска, Тюмени и даже Архангельска (расстояние по прямой 5832 км). В данных комментариях акцент делается на том, что Ищенко «местный кандидат от народа», является «опытным строителем», а значит «сможет решить проблему долгостроев и квартир для детей-сирот». Также боты акцентируют внимание на том, что Ищенко, в отличие от Тарасенко, не высказывался за пенсионную реформу, и, соответственно, ему можно доверять. Еще одна тема, которая поднимается ботами - «Тарасенко из мАсквы», хотя сам он родился во Владивостоке.
Всего мы насчитали более 200 аналогичных комментариев под более, чем 50 постами в самых популярных сообществах.
Такие же методы использовал штаб Грудинина на выборах президента, когда под трендовыми роликами на ютубе боты постили одну и ту же фразу: «Я на выборы никогда не ходил, но в этот раз точно пойду за Грудинина голосовать. Кандидат от народа!». Эта фраза быстро стала мемом и была признана ведущими политологами эффективным способом повышения узнаваемости кандидата в президенты в интернете. Хотя и вызывала преимущественно негативные отзывы у пользователей соцсетей, которые отмечали, что комментируют явно не существующие люди, а кроме того - по одной и той же схеме.
Тот факт, что штаб Приморской КПРФ не видит ничего плохого в слепом копировании кампании Грудинина уже прямо признала представитель штаба Лады Глыбина, которая отвечает за медийное сопровождение коммунистов. Так, в комментариях под одним из постов в фейсбуке, где проходило обсуждение АПМ коммунистов, она заявила, что считает неправильным придумывать новые слоганы, поскольку слоган Грудинина «уже отложился в головах у людей». При этом на вопрос, не имеет ли слоган четкой привязки к пышным усам последнего и не стоит ли в таком случае Ищенко также поддерживать растительность над губами, Глыбина не ответила.
В свою очередь политологи утверждают, что такой стиль ведения кампании говорит о том, что коммунисты не ставят перед собой задачи выиграть выборы, а просто хотят выслужиться перед федеральным отделением КПРФ и в перспективе протолкнуть Ищенко в Госдуму, как самого узнаваемого политика от партии в регионе.
Отметим, что Ищенко уже подозревали в использовании ботов для поднятия собственного рейтинга и давления на оппонентов. 15 июля популярный телеграм-канал Приморский piz..c публиковал скриншоты с таблицей ботов, которые использовались для давления на администрацию края во время митингов детей-сирот и написания негативных комментариев в адрес врио губернатора Андрея Тарасенко. Фейковые аккаунты поддерживали истерию вокруг темы и призывали детей-сирот выходить на несанкционированные митинги. Это сразу прекратилось после того, как Андрей Тарасенко встретился с Президентом и предложил четкий и понятный способ решения проблемы с жильем.