Петербургские мифы и легенды особенные.
Они, как правило подлинно народные - бытового и житейского свойства. Они слегка прищемленные, "более реальные" и "земные". Таких нет и не было в Античном мире. Например, городские легенды о домашних призраках, подземных ходах и спрятанных кладах, впоследствии ставшие общими для всей европейской городской мифологии, в Древней Греции, как и в Древнем Риме, полностью отсутствовали. В современных достаточно подробных словарях Античности нет ни статей, ни упоминаний, ни даже намеков на эту тему.
Самые знаменитые петербургские легенды - легенды о призраках, подземных ходах, о спрятанных и не найденных кладах. У нас действительно таких много.
Призрак Петра явился императрице Екатерине I во сне. Почему во сне был именно "призрак", фольклор не уточняет. Это случилось накануне ее кончины. Ей приснилось, что она сидит за столом в окружении придворных. Вдруг появляется тень Петра в древнеримском одеянии. Петр зовет ее к себе, и они вместе уносятся под облака. Оттуда Екатерина видит своих детей, “окруженных толпою, составленною из всех наций, шумно спорящих между собою”. Вскоре императрица действительно умирает, а в стране начинаются споры о наследовании престола.
Следующее появление призрака Петра I связано с установкой памятника ему в городе, основанном им и названном именем его небесного покровителя — святого апостола Петра. Памятник создавался по решению императрицы Екатерины II, которая для этого пригласила в Петербург французского скульптора Этьена Фальконе. Было известно и место установки памятника, определенное архитектором Ю. М. Фельтеном еще во время работ по приведению в порядок набережных левого берега Невы. Для памятника он предусмотрел обширную площадь между западным павильоном Адмиралтейства и зданием старого Сената. Однако городской фольклор дает этому свое объяснение.
Согласно легендам, как-то вечером наследник престола Павел Петрович в сопровождении князя Куракина и двух слуг прогуливался вдоль набережной Невы. Вдруг впереди показался незнакомец, завернутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал Павла и его спутников и, когда те приблизились, пошел рядом.
Павел вздрогнул и обратился к Куракину: “С нами кто-то идет рядом”. Однако тот никого не видел и пытался в этом убедить цесаревича. Между тем призрак заговорил: “Павел! Бедный Павел! Бедный князь! Я тот, кто принимает в тебе участие”. И пошел впереди путников, как бы ведя их.
Затем незнакомец привел их на площадь у Сената и указал место будущему памятнику. “Павел, прощай, ты снова увидишь меня здесь”. Уходя, он приподнял шляпу, и Павел с ужасом разглядел лицо Петра. Павел будто бы рассказал об этой мистической встрече своей матери, императрице Екатерине II, и та приняла решение о месте установки памятника.
Еще раз Павел встретился с призраком своего великого предка уже в стенах торопливо выстроенного Михайловского замка. Сначала он услышал голос Петра, а затем появилась его тень.
Прадед будто бы покинул могилу, чтобы предупредить своего правнука, что “дни его малы и конец их близок”. Как мы знаем, предсказание вскоре исполнилось. Павел Петрович прожил в Михайловском замке всего сорок дней и был злодейски убит заговорщиками в собственной спальне.
Согласно еще одной легенды, в 1812 году, сразу после того, как Наполеон перешел русскую границу и один из своих лучших отрядов направил в сторону Петербурга, некоего майора Батурина стал преследовать один и тот же таинственный сон. Во сне он видел себя на Сенатской площади, рядом с памятником Петру Великому. Вдруг голова Петра поворачивается, всадник съезжает со скалы и по петербургским улицам направляется к Каменному острову, где жил в то время император Александр I.
Бронзовый всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого навстречу ему выходит озабоченный государь. “Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться!”
Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается звонкое цоканье бронзовых копыт его коня о мостовую. Майор добивается свидания с личным другом императора князем Голицыным и передает ему виденное во сне.
Пораженный его рассказом князь пересказывает сновидение царю, после чего, утверждает легенда, Александр отменяет свое решение о перевозке монумента в Вологодскую губернию, как это было предусмотрено планами по спасению художественных ценностей столицы от вражеского нашествия.
Статуя Петра остается на месте, и, как это и было обещано во сне майора Батурина, сапог наполеоновского солдата не коснулся петербургской земли. Не удалось это много лет спустя и немцам в 1 мировую и немецким нацистам...
Тема спасения города Петром Великим становится в городском фольклоре сквозной и легенды начинают переплетаться с действительностью.
Во время Великой Отечественной войны памятник Петру не был демонтирован, его оставили на своем месте, укрыв от прямого попадания снарядов и бомб досками и мешками с песком. Говорят, когда после войны памятник освободили от укрытия, на груди Петра оказалась Звезда Героя Советского Союза, нарисованная кем-то мелом...
Если верить современному фольклору, Медный всадник и сегодня нас охраняет и спасает. Согласно одной легенде, во время приближения наводнений статуя Петра оживает, и царь на коне мечется по городу, предупреждая горожан об опасности.
Согласно другой легенды, он поворачивается на своем гранитном пьедестале, как флюгер, указывая направление ветра истории.
Как ни странно, но в нашем городе два конных памятника Петру (второй у Михайловского замка) и тот что у замка на порядок старше "Медного". Первоначально памятник предполагалось поместить на площади перед зданием Двенадцати коллегий (у восточного фасада нынешнего Университета, на Стрелке Васильевского острова).
А ведь на этом памятнике Петр на своей любимой Лизетте. Он скорее всего сам лично видел его, ведь работы по его созданию начались еще при жизни Петра, в 1716году. Но так и не были окончены. Затем дочери Петра императрице Елизавете Петровне статуя не понравилась (кстати, дочери незаконно рожденной, т.е. вне церковного брака) и несколько десятилетий памятник находился в амбаре Литейного двора.
А ведь это первая конная статуя в России! Петр изображен полководцем-триумфатором. Он увенчан лавровым венком символом славы, а между началом работы над статуей, заказанной в 1716 году, и открытием памятника в 1800 году прошло 84 года. Но что-то мы отошли от главной темы поста...
Петр у Михайловского замка слишком спокоен и величав. Возможно поэтому, городские легенды больше любят "Медный всадник".
А еще говорят, что едва на город опускается ночная тьма, как призрак Петра покидает свою могилу в Петропавловском соборе и, “стуча по каменным плитам каблуками своих исполинских ботфортов, и поскрипывая дубинкой, в зеленом преображенском мундире и прострелянной треуголке”, проходит по городу, по-хозяйски осматривая и оценивая все вокруг. И только когда куранты собора начинают отбивать утренние часы, он возвращается в свою могилу...
Основа текста - Н. А. Синдаловский. Книги:
"Бродячие сюжеты европейского городского фольклора" и "Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья."