Никита Михалков снимает "странные" фильмы. Одно из его творений под названием "Солнечный удар" заявлено, как фильм по мотивам произведений Бунина. И если в двух последних частях "Утомленных солнцем" критики сошлись в низкой (очень низкой) оценке, то по поводу "Солнечных дней" мнения разделились.
Защитников фильма порадовала красивая картинка, хорошая игра актеров и глубокие метафоры. Все это в фильме безусловно есть (хотя с метафорами по моему переборщили). Достоинства на этом заканчиваются.
А вот недостатки перевешивают все хорошее, что можно найти в картине. Фильм, конечно, не понравился коммунистам. Пароход, Россия в белых мундирах а затем грязный контраст Гражданской войны и вопрос "Как это все получилось?". Но может фильм понравился противникам идей марксизма? Нет!
Дело в том, что в фильме нет плохих. Все хорошие. И большевики, и белогвардейцы. Комиссар в фильме очень вежливый и даже извиняется за свое поведение перед пленными белогвардейцами.
Если присмотреться, то фильм напичкан откровенной глупостью. Лагерь военнопленных представлен тут как курорт. Русские солдаты сдают винтовки и тут же хотят сделать совместное фото с красногвардейцами "за примирение". Юнкер в форме корниловца носится с фотоаппаратом и мечтает всех сфотографировать. Потом он встречает казака на роликовых коньках, берет их и начинает кататься по лагерю показывая другим фигуры балета.
В здравом уме остается, пожалуй, лишь офицер в форме дроздовца. Складывается ощущение, что он единственный участвовал в жестокой Гражданской войне, которая закончилась несколько дней назад. Все остальные настолько беззаботны, что непонятно, чем они занимались до того момента, как автор показал нам их
Но автор и этого офицера представил так, что он не вызывает никакой симпатии. Он скорее антигерой помешанный на войне и мести.
Большевики показаны совершенно нейтрально. В некоторые моменты к ним даже можно проникнуться симпатией. Как будто и не было красного террора и массовых убийств после захвата красными Крыма.
Справедливости ради стоит заметить, что казнь в фильме все таки есть, одна. Белогвардейцы радостно идут в трюмы баржи думая, что их сейчас повезут домой. "Да будет вам господа! Сколько терпели то, каких-то восемь часов осталось, поболтаемся в этом корыте и все, домой" - отвечает белогвардеец другим на возмущение, что их повезут на какой-то ржавой барже, а не "первым классом". Их, естественно, топят.
Организатор красного террора Розалия Землячка - в фильме комичная и крикливая женщина. Только вот от ее настоящих преступлений в Крыму было совсем не смешно. Даже партийные соратники боялись ее непредсказуемого характера. Это именно тот случай, когда историческая личность не имеет ничего общего со своим прототипом в фильме.
Добрую половину картины показан дореволюционный период. Пароход, любовная история и шаль, которая летает по воздуху нарушая законы физики, аэродинамики и банальной логики. Пароходные сцены добавлены скорее для контраста, и чтобы вопрос "как это все случилось" звучал более логично. Смотреть их не интересно, хотя они и занимают более половины! трех часового фильма.
В итоге фильм не отвечает на вопрос "как это все случилось?". Не вызывает симпатий к какой-то стороне Гражданской войны. Не вызывает негодования к какой-то стороне. Не формирует никакой позиции по отношению к тем событиям. Возникает другой вопрос: "а зачем он вообще тогда нужен - этот фильм?".
Игорь Кретов
_______________________________
Подписывайтесь на канал и ставьте нравится, чтобы поддержать проект