Современный мир практически не знает границ. Расстояние до страны, расположенной на противоположной вашему местонахождению точке земного шара, сегодня можно преодолеть легко и с комфортом. Афанасий Никитин годы жизни потратил, чтобы добраться до Индии, а современному туристу понадобится каких-нибудь шесть-семь часов. Для этого необходимо всего лишь приобрести авиабилет – и страны, о которых так долго мечталось, читалось и грезилось, предстанут пред глазами во всей своей красе и самобытности. Но часто оказывается, что границы все-таки есть, и охраняются они людьми иногда строже и серьезнее, чем государственные. Имя им – границы сознания. Именно эти границы не отпускают человека в города и страны, которые необходимы ему для духовного роста, карьеры, хорошего отдыха. Эти невидимые, но такие строгие границы заставляют людей сдавать уже приобретенные авиабилеты, отказываться от своей мечты под таким на первый взгляд ничтожным поводом – страх перед предстоящим перелетом.
Однако боязнь летать самолетами – проблема не такая уж и безобидная. Согласно результатам опросов, более четверти пассажиров каждого авиарейса испытывают, каждый в своей степени, страх, панику, растерянность. Таких пассажиров легко определяют по внешним признакам опытные бортпроводницы. Крупные, всемирно известные компании, сотрудникам которых приходится часто летать по свету, оплачивают огромные счета психологов, избавляющих особенно ценные кадры от аэрофобии – именно этим термином обозначается непреодолимый страх человека перед полетом. Кому-то курс лечения помогает, кому-то нет, ведь, как говорил известный кинематографический персонаж, «голова – предмет темный и исследованию не подлежит». Избавиться от своих фобий способен только сам человек, определив их причину и применив уже известные методы борьбы с ограничителями сознания или выработав свою стратегию и тактику борьбы с ними.
Страх потерять контроль над ситуацией
Что делать, если признаки аэрофобии вы обнаружили в своем сознании и не хотите, чтобы это мешало вам в достижении ваших целей и задач, которые далеко не всегда расположены в соседнем дворе? Первое и самое важное действие – это взглянуть в глаза собственному страху и попытаться понять его причину. Некоторые психологи утверждают, что аэрофобия – это психологическое расстройство, которое характерно для современного человека и связано оно прежде всего с невыносимой мыслью о том, что в небе от человека ничего не зависит, он больше ничего не контролирует.
Современный человек, как существо социальное, живет в обществе, в котором, как ему кажется, все подчиняется определенным правилам, все под строгим контролем. И сам человек, как послушный социальный винтик, берет на себя ответственность и контроль в своей работе, семье, в машине, на садово-огородном участке. А там, высоко в небе, человек уже ничего не контролирует, руль или штурвал не в его руках, а в руках другого мужчины, которого он даже не знает, но вынужден ему довериться. Нужно иметь большую внутреннюю смелость, чтобы признаться себе, что на самом деле далеко не все, кажущееся контролируемым, на самом деле находится в сфере нашего влияния. Точно так же, как от правильности действий пилота в полете, наше экономическое благополучие зависит от неизвестных нам экономистов, мирная жизнь – от политиков, а здоровье и жизнь – от действий врача. Жизнь непредсказуема по сути своей, ее невозможно проконтролировать, это нужно принять и полюбить как факт, и тогда фобии не смогут просочиться в ваше сознание, мешая вам строить свою – свободную, гармоничную, неконтролируемую жизнь.
Опасность для жизни
Авиакатастрофы происходили и происходят, пугая с экранов телевизоров разрушительными картинами. Именно эти кадры заставляют особо впечатлительных людей отказываться от самых перспективных поездок. Однако, согласно статистике без эмоций, самолет – это второй по безопасности вид транспорта, а вот второй самой распространенной причиной смертности современных людей (после сердечно-сосудистых заболеваний) являются автокатастрофы, что никак не влияет на психологию автомобилистов. Садясь за руль своего автомобиля или в такси, мало кто думает о статистике автокатастроф. Это коварное подсознание убеждает, что на суше ситуацию контролировать можно, а в небе нет, поэтому таксисту, квалификация которого если и проверялась, то не очень придирчиво, доверять можно больше, чем пилоту, прошедшему проверку многочисленными комиссиями специалистов.
Позитивный настрой
Восточные мудрецы говорят, что если бы люди знали силу своих мыслей, то никогда не мыслили бы негативно. Если перед полетом вас посещают тревожные мысли, не стоит концентрироваться на них. Вместо визуализации сцен авиакатастроф гораздо полезнее и приятнее представлять себе места, в которые вы отправляетесь, воображать картины приятного времяпровождения, перспектив и новых горизонтов, которые откроются благодаря этому полету. Если ситуация действительно серьезная и вы чувствуете, что не можете сами справиться со своим потоком сознания, конечно, следует обратиться к психологу. Современная психология использует для лечения аэрофобии методы релаксации, которые учат клиента переживать позитивные ощущения во время полета. Для этого с помощью виртуальной компьютерной реальности или других методов будущего авиапассажира погружают в состояние полета и помогают получать удовольствие от этого состояния.
Что же делать, если, несмотря на все старания, состояние паники и тревоги охватило вас уже в самолете? Попытаться отвлечься, а для этого предварительно нужно позаботиться, чтобы с собой была интересная книга, фильм или музыка на электронном носителе. Важно принять удобное положение, глубоко дышать, помогая телу достичь желанного состояния релакса. Менее психологически «продвинутые» авиапассажиры рекомендуют просто принять перед полетом граммов двести коньяка и поболтать с соседом или соседкой, особенно если они оказались приятными и симпатичными. Совсем «непродвинутые» посоветуют остаться дома, продолжая холить и лелеять свои страхи и фобии. А решение, как всегда, примем мы сами. Думаем сами, решаем сами – летать или не летать.