Прогресс никогда не стоял на месте, кинопрогресс, как его частное проявление, не исключение. К сожалению, Жорж Мельес не долго сумел двигаться с ним в одном темпе.
Уже к 1908 году режиссер находился в кризисе и просто не поспевал за своими конкурентами в использовании все новых и новых кинематографических приемов.
Что же можно сказать в итоге о всем его творческом пути в кино? Изобретение кинематографа позволило Луи Люмьеру запечатлеть многочисленные проявления жизни в их естественном виде. Он никогда не стремился привносить в съемочный процесс что-то искусственное. Мельес, напротив, взял киноаппарат и отнес его в театр. Фактически, его картины представляли собой спектакли, перенесенные на экран. Аппарат помещался в том месте, откуда будет смотреть зритель, сидящий в партере. Характерной особенностью кинопостановок Мельеса является неподвижная камера. Мельес прибавил к трем классическим законам драматического искусства (единству места, действия и времени) свой, четвертый закон: единства точки зрения. Набираясь опыта, режиссер начинает делить все действия на сцены, но взгляд на эти сцены, аналогично зрительскому взгляду в театре, сохраняется с одной и той же точки.
Для того, чтобы показать чувства своего героя актерам приходилось сильно жестикулировать, и Мельес считал это вполне оправданным и даже поощрял. Он признавал «сознательно утрированный жест», который может быть применен в «сфотографированной пантомиме». Мельес применяет различные театральные приемы для выделения конкретного актера из массовки, практикует раскрашивание пленки, совершенствует актерскую игру. НО НИКОГДА НЕ ДВИГАЕТ КАМЕРУ.
Одним из несомненных достоинств Жоржа Мельеса является то, что он отразил в кино театр. В «Путешествии Гуливера» он использует прием крупных планов, чтобы показать людей гигантами. Однако со всеми своими тетральными трюками и новаторскими кинематографическими приемами Мельес остается верен себе: того же «Робинзона Крузо» так же, как и «Путешествие на Луну», и все прочие ленты он снимает у себя в студии; мысль о том, чтобы снять какие-то отдельные сцены на натуре даже не приходила ему в голову.
Одним словом, развитие кино оставило знаменитого кинотворца позади. Какое-то время он пытался подражать своим конкурентам, но это приводило лишь к разрушению собственного, авторского стиля Мельеса, снижая востребованность его картин. Время великого киномага безвозвратно уходило вместе с его стилем, а полноценно меняться Мельес не хотел и не мог.
Творческий кризис довел режиссера до того, что в 1914 году он вынужден был продать свою киностудию. Это событие привело к яростному сжиганию многих негативов своих фильмов. Как известно, некоторые фрагменты его картин, считавшиеся утраченными, находились вплоть до начала XXI века.
Для полного зрительского переживания судьбы выдающегося режиссера советую посмотреть художественный фильм Мартина Скорсезе «Хранитель времени», снятый в 2011 году. Картина частично описывает биографию Жоржа Мельеса