Для продвижения товара, услуги или конкретного предприятия специалисты-маркетологи да и сами бизнесмены используют обширный арсенал социальный и маркетинговых инструментов, одним из которых является нетворкинг. Мы расскажем, что это такое и как нетворкинг помогает развитию бизнеса.
Нетворкинг: что это простыми словами?
Под нетворкингом понимают деятельность, направленную на создание, поддержку и развитие длительных отношений между людьми, в основании которых лежит принцип взаимопомощи и доверия.
Проще говоря, нетворкинг подразумевает формирование круга полезных знакомств, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить возникающие в различных отраслях проблемы.Точная дата появления данного понятия неизвестна, но его краеугольным камнем стала теория 6 рукопожатий, выведенная Стэнли Милгрэмом в 60-х годах 20 века. Милгрэм считал, что каждый житель опосредствовано, связан с остальными и для контакта со всем населением планеты в среднем достаточно 6-ти знакомств (у этих 6-ти знакомых есть свои знакомые, у тех свои и так далее).
В чем польза нетворкинга для бизнеса и как начать им заниматься?
Специалисты различают социальный нетворкинг (он же персональный) и бизнес-нетворкинг. Социальный нетворкинг позволяет человеку через знакомых и друзей решать личные проблемы (определить ребенка в школу, устроится на работу или найти жилье) и часто проводится несознательно, являясь результатом личных отношений. В отличии от него, бизнес-нетворкинг используют целенаправленно, для продвижения собственных товаров или услуг и осуществляется чаще всего профессиональными представителями (хотя это не обязательно).
Бизнес-нетворкинг позволяет заключить длительные партнёрские отношения или продавать свои услуги другим предприятиям или потребителям, которые в них нуждаются. Знакомые и партнеры, даже если не приобретают товар для себя, могут порекомендовать компанию своим партнерам, те в свою очередь своим, повышая количество клиентов и узнаваемость имени предприятия.
Главное правило нетворкинга – знакомиться нужно всегда и везде, поэтому чаще всего партнерские отношения устанавливаются:
- На специальных нетворк-ивентах.
- Во время бизнес-ланча.
- При неформальной встрече или вечеринке.
Первый вариант является наиболее эффективным, поскольку все люди, прибывшие на ивент, заинтересованы в поиске новых партнеров и клиентов, а значит, охотнее общаются о работе и легче идут на контакт. Кроме того, на нетворк-ивенты отправляют профессиональных представителей, которые готовы презентовать компанию и рассказать о полном спектре услуг и товаров.
Во время неформальных встреч или за ланчем новые отношения, чаще всего устанавливают непосредственно директора или владельцы компаний, при этом бизнес-нетворкинг в этом случае тесно взаимодействует с социальным, а в некоторых связан и с личными отношениями. Поэтому осваивать коммуникационные навыки и инструменты нетворкинга, рекомендовано не только маркетологам, но и лицам, занимающим руководящие должности.
5 правил успешного нетворкинга
Чтобы повысить количество полезных знакомств и их дальнейшую эффективность, достаточно придерживаться нескольких несложных рекомендаций:
Определение приоритетов.
Нетворк-ивенты посещает огромное количество людей из различных отраслей и направлений бизнеса. Познакомиться и поговорить со всеми физически невозможно, поэтому стоит заранее определить, для чего вы идете на мероприятие и какие именно полезные контакты вам нужны.
Нетворкинг – тот случай, когда важно не количество, а качество. Несколько заинтересованных людей с широким кругом собственных партнеров будут полезнее для бизнеса, чем сотня разовых клиентов.
Поддержка отношений.
Не стоит откладывать собранные визитки в длинный ящик. Чтобы знакомство переросло в плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество на протяжении недели рекомендовано провести повторную встречу с новым знакомым, привлечь его к общему проекту или заинтересовать в приобретении услуг или товаров.
Отказ от продаж при первом знакомстве.
Рассказать о деятельности компании и услугах – да, попытаться их продать – нет. Цель первого контакта – наладить связь, а не продать товар, особенно при неформальных встречах. Продвижение продукции осуществляется по ходу развития партнерских отношений, но может вызвать отталкивающий эффект при первом знакомстве.
Визитка всегда под рукой.
Готовясь к нетворк-ивенту, стоит распечатать десяток-другой профессионально оформленных визиток. Обмен визитными карточками – самый простой способ установить связь и оставить контактные данные. Владельцам и директорам предприятий рекомендовано всегда носить при себе одну-две визитки, на случай нетворкинга в неформальной обстановке.
Презентация преимуществ.
У вас всегда должна быть подготовлена речь или несколько моделей диалога для новых знакомств, и неотъемлемым их элементом является рассказ о преимуществах и пользе вашей компании. Это позволяет выделить вас среди конкурентов, предлагающих аналогичную продукцию, а кроме того человек, верящий в пользу собственного дела не может не вызывать уважения у собеседника.
Выводы
Нетворкинг – эффективный социальный и маркетинговый инструмент для продвижения собственного дела, привлечения новых клиентов и увеличения уровня продаж. Главная особенность бизнес-нетворкинга – он не требует начальных капиталовложений и может осуществляться самостоятельно владельцем компании или уполномоченным лицом на специализированных, деловых или неформальных встречах и ивентах.
Помните – активные социальные связи и отношения являются залогом успеха любого предприятия, вне зависимости от сферы деятельности!
Источник: Бизнес-нетворкинг: как заводить полезные знакомства?