Чёрный сентябрь — это словосочетание потрясло мир в 1972 году. Так называлась палестинская террористическая группировка, взявшая в заложники одиннадцать израильских спортсменов на олимпийских играх в Мюнхене. Все спортсмены погибли. Террористы были многие убиты, кого-то удалось схватить.
Название группировки «Черный сентябрь» возникло из другого события, а именно гражданской войны в Иордании, начавшейся двумя годами ранее, и продолжавшейся по сути до июля 1971 года. Нет, это не была война между подданными Иордании, выступающими за разные политические курсы страны, сторонниками или противниками короля. Вовсе нет. Это была война между иорданцами и Организацией освобождения Палестины (ООП) под предводительством Ясира Арафата, Народным фронтом освобождения Палестины (НФОП). Я бы даже не стала называть её гражданской. Палестинцы ООП и НФОП все же не были подданными Иордании.
В 1967 году Иордания, будучи втянута в войну, которой она не хотела и к которой она не была готова, за несколько дней потеряла половину своей территории, включая Западный берег реки Иордан. "Война Судного дня" стала настоящей драмой для Иордании, раны от которой не зажили до сих пор. Но проблемы только надвигались.
Вместе с потерей земель, серьезных репутационных издержек, сильным экономическим уроном (на Западном берегу плодородные земли), Иордания получила на свою территорию помимо новой порции палестинских беженцев (а к этому времени их количество уже почти сравнялось численность подданных страны), еще и бежавших бойцов ООП, вооруженных до зубов и НФОП. Это были обозленные палестинцы, которые винили Иорданию в провале войны, в бездействии и так далее. При этом они пользовались полной свободой в стране давшей им убежище: перемещались везде с оружием на перевес, «оккупировали» значительные части Иордании, заняли несколько аэродромов, организовали тренировочные лагеря, занимались образованием и самообеспечением, и все в обход властей государства, которое смотрело на происходящее с нарастающим напряжением. Они организовывали диверсионные вылазки в Израиль. Когда Израиль в ответ один раз вторгнулся на территорию Иордании, и благодаря иорданской армии и её танкам атаку удалось отбить (сражение при Караме), палестинская пропаганда раструбила по всему миру, что это героизм палестинцев отбил агрессора. Откровенная манипуляция СМИ оставила иорданских военных с ощущением, что их с трудом одержанную победу откровенно украли. И это был один из первых моментов, когда между иорданцами и палестинцами пробежал холодок.
В конечном итоге ООП по сути создала государство внутри государства во главе с Арафатом. Радикальное левое крыло Народного фронта освобождения Палестины начал выступать с лозунгами свержения арабских монархий, включая Хошемитского режима в Иордании, заявляляя, что это необходимый шаг на пути к освобождению Палестины. Попытки иорданских властей ограничивать разбушевавшихся палестинцев приводили к дальнейшему усугублению ситуации. После того, как король Хусейн и президент Египта Насер согласились с планом Роджерса, который был призван урегулировать ситуацию после Шестидневной войны (начало переговоров, уход Израиля с Синая, соглашение о ненападении между Египтом и Израилем и др.) ситуация в Иордании вышла из под контроля. Палестинцы, преимущественно левые, решили начать восстание против правящего иорданского режима, вообщем снести Иорданское королевство чья политика им не нравилась.
16 сентября 1970 года король принял решение положить этому конец. Так в сентябре 1970 года началась война иорданской армии против фадаинов (вооруженные палестинцы). К разговору о взаимной «любви» арабов друг другу - сирийцы и иракцы решили поучаствовать в разборке на стороне ООП (в случае удачи палестинцев – поучаствовали бы в переделе добычи). Первые с приличными потерями были выгнаны обратно в Сирию. Вторые зашли, постояли и ушли без единого выстрела. Зато Израиль, напротив, был готов пособить Иордании и помочь подавить восстание, от чего иорданский король в итоге отказался, как не потребовалась и помощь авиации США, о которой в начале просил Король. Иорданская армия билась жестко и самоотверженно. В 1971 году ООП была полностью изгнана из Иордании вместе с Ясиром Арафатом. Иорданцы еще больше сплотились вокруг короля и армии, которая вообще играет совершенно особую роль в королевтсве. Конфликт на долго испортил отношение иорданцев к палестинцам. И неприязнь сохраняется до сих пор.
И, если уж быть предельно честным, она распространена среди всех, кому не посчастливилось стать убежищем для беженцев, в особенности, учитывая новые модели поведений палестинцев, обнаружившие себя за последние 20-30 лет. Продавать свои земли Израилю, а потом сидеть где-нибудь в Ливане, а то и в Заливе, и поносить израильских оккупантов, отнимающих землю у несчастных арабов – это, увы, о них. Считать, что тебе все должны, и все должны думать только о тебе, наплевав на национальные интересы, экономику, благополучие собственных граждан и геополитику – тоже. Жить в чужой стране, их приютившей, и мечтать снести правящий режим, как видно из истории – сюда же (в Ливане гражданская война тоже началась с них, к слову). В Ливане их шепотом называют «кровососами». И в чем-то это правда. В чем-то – потому что не все такие, конечно. Но как говорится, одна овца…а когда она не одна...
На Ближнем Востоке нет ничего простого, понятного с первого взгляда. Никогда нет правых и виноватых. Все заложники политических, племенных, исторических хитросплетений, геополитических игр и чьих-то манипуляций. Это нужно помнить всегда, давая кому-либо и чему-либо в регионе оценку. Копать, копать и еще раз копать. Истина там никогда не лежит на поверхности. И она никогда не бывает простой.
___________________
Не забывайте ставить "лайк", если вам понравился материал и хотите видеть мои посты в ленте чаще, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Спасибо за поддержку!