Найти тему
wowitaly

ТОП-5 достопримечательностей Болоньи: что посмотреть за один день

Оглавление

Что посмотреть в Болонье за один день? Вообще достаточно ли одного дня, чтобы осмотреть основные достопримечательности Болоньи? На эти вопросы можно дать утвердительный ответ, потому что все самое интересное в столицы Эмилии-Романьи компактно расположено в историческом центре, поэтому этот город так удобен для визита одного дня.

№1. Пьяцца Маджоре (Главная, или большая площадь)

Piazza Maggiore (Пьяцца Маджоре) для Болоньи все равно что Красная площадь для Москвы. Это сердце города. Здесь всегда многолюдно и весело, проходят концерты и фестивали, празднуются и отмечаются все значимые события – от Нового года до побед местного футбольного клуба «Болонья».

Если вы хотите совершить шопинг в Болонье, то рекомендую совместить приятное с полезным: от Центрального железнодорожного вокзала к площади Маджоре проложена прямая и широкая улица Независимости (Via dell’Indipendenza), где находится множество бутиков и магазинов, достаточно доступных по ценам.

Площадь Маджоре имеет классическую прямоугольную форму, обрамленную по периметру старинными религиозными и административными зданиями. Уделять время каждому из них совершенно не обязательно, но на основные все же стоит обратить внимание.
Площадь Маджоре имеет классическую прямоугольную форму, обрамленную по периметру старинными религиозными и административными зданиями. Уделять время каждому из них совершенно не обязательно, но на основные все же стоит обратить внимание.

Пьяцца Маджоре в Болонье. Слева Палаццо Комунале, справа Палаццо дель Подеста

  • Палаццо дель Подеста (Palazzo del Podesta)

Этот дворец-особняк, построенный около 1200 г., являлся резиденцией подеста (главы администрации города в средневековых итальянских городах). В башне палаццо находится колокол, замену которого, как и обновление фасада в 1453 г., производил Аристотель Фиораванти, уроженец Болоньи, нашедший применение своим талантам в далекой России, где построил Успенский собор московского Кремля.  

  • Палаццо Комунале (Palazzo d’Accursio, или Palazzo Comunale)

Изначально особняк на площади Маджоре был построен и принадлежал законоведу Франциску Аккурзию, затем здание перестраивалось и расширялось. С XIV в. в нем располагались органы городского управления и высшие магистраты коммуны. Начиная с 2008 года, функционирует как библиотека и музей, где выставлены коллекции живописи от Возрождения до 19 в., и работы итальянского художника и гравера Джорджо Моранди. 

Палаццо Комунале легко отличить от других зданий на площади Маджоре по характерной башне с часами и большому бронзовому памятнику папе Григорию XIII, уроженцу Болоньи, который прославил свое имя тем, что ввел в обиход современный григорианский календарь.

  • Базилика Сан-Петронио (La Basilica di San Petronio)

Названная в честь покровителя Болоньи Святого Петрония (не путать с апостолом Петром), бывшим епископом города в V в., базилика Сан-Петронио, размеры которой достигают 132 метра в длину на 66 метров в ширину и 45 метров в высоту, является шестой по величине в Европе.

Изначальные замыслы были еще масштабнее – построить величайшую христианскую церковь западного мира, которая бы затмила своими размерами собор Святого Петра в Риме. Папский престол вовремя пресек реализацию амбициозного проекта (по легенде, Папа Пий IV распорядился начать строительство Архигимназии, главного здания Болонского университета в 16 в., на участке, непосредственно примыкавшем к базилике), и Сан-Петронио досталось более скромное, но почетное звание самой большой церкви, построенной из кирпича.
Изначальные замыслы были еще масштабнее – построить величайшую христианскую церковь западного мира, которая бы затмила своими размерами собор Святого Петра в Риме. Папский престол вовремя пресек реализацию амбициозного проекта (по легенде, Папа Пий IV распорядился начать строительство Архигимназии, главного здания Болонского университета в 16 в., на участке, непосредственно примыкавшем к базилике), и Сан-Петронио досталось более скромное, но почетное звание самой большой церкви, построенной из кирпича.

Фасад Сан-Петронио обращен на главную площадь Болоньи Пьяццу Маджоре

Фасад базилики Сан-Петронио, который так и не был завершен вплоть до наших дней (нижняя часть облицована мрамором, а верхняя по-прежнему не обработана и демонстрирует кирпичи, из которых построена церковь) напоминает, по поэтичному выражению итальянского писателя, вспаханные поля Эмилии. 
Фасад базилики Сан-Петронио, который так и не был завершен вплоть до наших дней (нижняя часть облицована мрамором, а верхняя по-прежнему не обработана и демонстрирует кирпичи, из которых построена церковь) напоминает, по поэтичному выражению итальянского писателя, вспаханные поля Эмилии. 

Интерьер базилики Сан-Петронио в Болонье. По центру: киворий (навес над алтарём, поддерживаемый колоннами) работы архитектора Джакомо Бароцци да Виньола, выдающегося мастера эпохи позднего Возрождения, одного из основоположников стиля барокко в архитектуре

Строительство базилики началось в 1390 г. и продолжалось вплоть до 1663 г. Такая растянутость во времени обусловила смешение нескольких стилей в убранстве церкви – готики, маньеризма и барокко, однако в общем пространстве явно доминирует готический стиль с такими характерными чертами, как вертикальность композиции (вытянутость ввысь и вверх), стрельчатый крестовый свод, каркасные арки и витражи. 
Строительство базилики началось в 1390 г. и продолжалось вплоть до 1663 г. Такая растянутость во времени обусловила смешение нескольких стилей в убранстве церкви – готики, маньеризма и барокко, однако в общем пространстве явно доминирует готический стиль с такими характерными чертами, как вертикальность композиции (вытянутость ввысь и вверх), стрельчатый крестовый свод, каркасные арки и витражи. 

Витражи базилики Сан-Петронио

  • Площадь и фонтан Нептуна

Если излюбленное место встречи москвичей – у памятника Пушкину, то в Болонье горожане назначают встречи у фонтана Нептуну на одноименной площади (Piazza del Nettuno). Но только если Александр Сергеевич при полном параде и даже в плаще, то древнеримский бог моря бесстыдно обнажен, и даже фиговый листочек не прикрывает срамоту. Еще более неоднозначно выглядят кормящие нереиды с торчащими сосками, из которых бьют во все стороны струи воды, но в эпоху Возрождения, берущей свои истоки из античности, к вопросам демонстрации обнаженных тел относились спокойно.

Фонтан Нептуна находится на одноименной площади, примыкающей к Пьяцце Маджоре. Трезубец именно этой статуи, посвященной повелителю морей, вдохновил на создание логотипа роскошных итальянских спорткаров Maserati, родиной которых является Болонья.

-5

Бронзовая статуя Нептуна в Болонье – ранняя работа скульптура Джамболонья, представителя маньеризма и одного из учеников Микеланджело

№2. «Падающие башни», или средневековые небоскребы

Не стоит путать с «падающей» башней в городе Пиза, потому что башни в Болонье совершенно иные и по своему назначению, и по внешнему виду.

Башни в Болонье, в отличие от башни в Пизе, являющейся по сути колокольней собора Санта Мария Ассунта, выполняли роль жилища и одновременно, хоть и узкой, но высокой и надежной крепости, которую не так просто взять штурмом. Болонские башни выглядят гораздо более брутально своей изящной дальней родственницы из Пизы: они построены из кирпича и ничем не декорированы.
Башни в Болонье, в отличие от башни в Пизе, являющейся по сути колокольней собора Санта Мария Ассунта, выполняли роль жилища и одновременно, хоть и узкой, но высокой и надежной крепости, которую не так просто взять штурмом. Болонские башни выглядят гораздо более брутально своей изящной дальней родственницы из Пизы: они построены из кирпича и ничем не декорированы.

Количество башен в Болонье в 12-13 вв., на которые пришелся бум их строительства, достигало, по одним источникам, сотни, по другим, несколько преувеличенным данным, их было почти в два раза больше. Строительство такого большого количества башен некоторые исследователи связывают с борьбой за инвеституру – противоборством между папским престолом и престолом Священной Римской империи, вылившимся в конфликты и столкновения между духовенством и светской властью.

Другие же считают, что башни скорее выполняли социальную функцию: аристократические семейства выстраивали себе дорогостоящие жилища, чтобы обороняться от недоброжелателей и в то же время, совсем по Фрейду, наглядно состязаться друг с другом в могуществе. Логика простая: чем выше башня, тем большая власть сосредоточена в руках семейства, ее отстроившего. Для того времени эти высоченные дома-крепости, превышавшие в некоторых случаях высоту соборов, смотрелись настоящими средневековыми небоскребами. 
Другие же считают, что башни скорее выполняли социальную функцию: аристократические семейства выстраивали себе дорогостоящие жилища, чтобы обороняться от недоброжелателей и в то же время, совсем по Фрейду, наглядно состязаться друг с другом в могуществе. Логика простая: чем выше башня, тем большая власть сосредоточена в руках семейства, ее отстроившего. Для того времени эти высоченные дома-крепости, превышавшие в некоторых случаях высоту соборов, смотрелись настоящими средневековыми небоскребами. 

Архитектурный символ Болоньи – «падающие» башни  – находятся на пересечении пяти улиц: Сан Донато, Сан Витале, Маджоре, Санто Стефано и Кастильоне (San Donato, San Vitale, Maggiore, Santo Stefano и Castiglione) в 5 минутах ходьбы от Пьяццы Маджоре)

До наших дней сохранилось всего 24 башни – уже в 13 веке львиная часть средневековых небоскребов была разрушена. Самые знаменитые из них – пара башен, стоящих рядом друг с другом. Более высокая башня – Азинелли (Asinelli) высотой 97 м, что составляет высоту современного 20-этажного дома. Азинелли считается самой высокой «падающей» башней в мире. При строительстве Азинелли, как и при создании ее более низкой (48 м) соседки башни Гаризенда (Garisenda), была нарушена технология строительства, из-за чего со временем башня наклонилась. Угол ее наклона, который заметен невооруженным взглядом, составляет более чем 2 м.  

Если вы задавались вопросом, есть ли смотровая площадка в Болонье, то рекомендуем обратить внимание на Азинелли. Но будьте готовы к испытанию своей выносливости и прочности сердечной системы: как в любой средневековой башне, лифта здесь не предусмотрено – наверх нужно будет подняться по деревянной лестнице из 498 ступенек.

№3. «7 церквей», или базилика Санто-Стефано

Достопримечательность №1 в Болонье по версии пользователей TripAdvisor. В нашем рейтинге она под номером 3, но порядковый номер никак не умаляет значимости этого крупного христианского комплекса, начало которому положил епископ и святой покровитель города Петроний, желавший воссоздать кусочек святого Иерусалима в Болонье. Хотя в городе хватает красивых и пышных церквей, среди них всех стоит отдать предпочтению посещению комплекса Санто-Стефано, который можно назвать местной «колыбелью веры» и где можно увидеть лучшие образцы средневекового и ренессансного искусства.  
Достопримечательность №1 в Болонье по версии пользователей TripAdvisor. В нашем рейтинге она под номером 3, но порядковый номер никак не умаляет значимости этого крупного христианского комплекса, начало которому положил епископ и святой покровитель города Петроний, желавший воссоздать кусочек святого Иерусалима в Болонье. Хотя в городе хватает красивых и пышных церквей, среди них всех стоит отдать предпочтению посещению комплекса Санто-Стефано, который можно назвать местной «колыбелью веры» и где можно увидеть лучшие образцы средневекового и ренессансного искусства.  

Вход в храмовый комплекс Санто-Стефано – через ворота церкви Распятия Господня

Комплекс состоит из нескольких церквей, между которыми есть переходы. Так, из церкви Распятия Господня (VIII в.) можно попасть в храм Гроба Господня (V в.), построенный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме. Из него –  в церковь святых Витале и Агриколы (IV в.), первых граждан Болоньи, которые умерли за христианскую веру во время преследований императора Диоклетиана, и во дворик Пилата (XIII в.), где на колонне установлен каменный петушок, напоминающий об обстоятельствах распятия Христа («в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 16:34)), связывающий остальные здания с церковью Святой Троицы (XIII в.).Также в составе комплекса есть музей, в котором представлены картины, скульптуры и другие произведения искусства разных эпох, и Бенедектинский монастырь, привлекательный своей двойной открытой галереей. 
Комплекс состоит из нескольких церквей, между которыми есть переходы. Так, из церкви Распятия Господня (VIII в.) можно попасть в храм Гроба Господня (V в.), построенный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме. Из него –  в церковь святых Витале и Агриколы (IV в.), первых граждан Болоньи, которые умерли за христианскую веру во время преследований императора Диоклетиана, и во дворик Пилата (XIII в.), где на колонне установлен каменный петушок, напоминающий об обстоятельствах распятия Христа («в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 16:34)), связывающий остальные здания с церковью Святой Троицы (XIII в.).Также в составе комплекса есть музей, в котором представлены картины, скульптуры и другие произведения искусства разных эпох, и Бенедектинский монастырь, привлекательный своей двойной открытой галереей. 

№4. Древние ворота

Средневековые города по сути представляли собой крепости, по периметру обнесенные крепостной стеной, защищавшей их от поползновений недоброжелателей. Для безопасности и удобства посещения города на всех ключевых дорогах строили ворота. Именно в Болонье можно увидеть, как выглядели те самые средневековые ворота, которые защищали город на протяжении семи столетий, – достаточно просто обойти исторический центр по кругу.
Средневековые города по сути представляли собой крепости, по периметру обнесенные крепостной стеной, защищавшей их от поползновений недоброжелателей. Для безопасности и удобства посещения города на всех ключевых дорогах строили ворота. Именно в Болонье можно увидеть, как выглядели те самые средневековые ворота, которые защищали город на протяжении семи столетий, – достаточно просто обойти исторический центр по кругу.

Например, Porta Galliera (на фото) находятся ближе к всего к Центральному железнодорожному вокзалу Болоньи. Старая дорога, которая проходила через эти ворота, вела в сторону города Галльера и оборонительному форпосту Болоньи городу Феррара. Эти ворота были перестроены в барочном стиле и считаются наиболее декорированными среди остальных, которые ближе к средневековым понятиям защитных сооружений, не требующих дополнительных украшений.

№5. Сады Маргариты (Giardini Margherita)

Единственная не архитектурная достопримечательность Болоньи в нашем рейтинге. Сады Маргариты – самый большой и популярный парк Болоньи, где можно погулять с детьми и просто отдохнуть после насыщенного дня знакомства с городом. Парк был создан в XIX веке в стиле английского пейзажного парка: длинные, усаженные деревьями аллеи, небольшое живописное озеро, широкие лужайки – создатели стремились к максимально естественному и гармоничному продолжению природных пейзажей.
Единственная не архитектурная достопримечательность Болоньи в нашем рейтинге. Сады Маргариты – самый большой и популярный парк Болоньи, где можно погулять с детьми и просто отдохнуть после насыщенного дня знакомства с городом. Парк был создан в XIX веке в стиле английского пейзажного парка: длинные, усаженные деревьями аллеи, небольшое живописное озеро, широкие лужайки – создатели стремились к максимально естественному и гармоничному продолжению природных пейзажей.

Также рекомендуем посетить в Болонье:

  • Исторический рынок под открытым небом La Piazzola, где можно найти все – от самых обыденных вещей за пару центов до самых эксклюзивных и экстравагантных
  • Национальная галерея (Pinacoteca Nazionale), где в основном собраны работы художников региона Эмилия-Романья. В коллекции есть картины Рафаэля, Эль Греко, Тициана, Джотто
  • Собор Святого Петра – великолепный пример искусства барокко
-12

Интерьер собора Святого Петра в Болонье

Также рекомендуем посетить в окрестностях Болоньи:

  • Земля моторов: Музей Феррари в Маранелло, Музей Ламборгини в Санте-Агате-Болоньезе, Музей Мазерати в Модене
  • Музей мороженого в Анцола-дель-Эмилия