Найти тему
Экипаж ХРЕН13

Двухмесячный поход. Часть 2: Волгоград и горько-соленые озера Кулунды.

Мы оказались в Краснодаре. Дальше наши пути должны были разойтись: Маринычу надо было вернуться на пару дней по делам в Москву, а мы тем временем хотели посетить Волгоград.

14.07. Когда приехали в Краснодар, то выяснилось, что ни на сегодня , ни на ближайшие дни билетов до Москвы нет. Мариныч решила ехать с нами в Волгоград, а оттуда уже в Москву.

Купили в дорогу ведро огурцов.

Поезд Адлер-Иркутск, едем в Волгоград.
Поезд Адлер-Иркутск, едем в Волгоград.

Такие книги читаем в дороге.
Такие книги читаем в дороге.
Вытаскиваю занозу из пятки Сашки.
Вытаскиваю занозу из пятки Сашки.

Волгоград.

15.07. В 12 с хвостиком приехали в Волгоград.

Мариныч почти сразу уехала в Москву. Сажаем ее на поезд.
Мариныч почти сразу уехала в Москву. Сажаем ее на поезд.

Мы пошли шататься по Волгограду в поисках Родины-Матери. Оказалось, что это довольно далеко от вокзала. Бросили рюкзаки, Бена и Сашку в сквере у вокзала, и я и Михей поехали осматривать памятник.

Мамаев курган впечатлил, особенно зал славы с вечным огнем. Теперь поняла откуда содрали Поклонную гору в Москве. По задумке автора, люди поднимаются на высокий холм: сначала по живой аллее из деревьев, потом по ступеням меж каменных стен с выгравированными фигурами солдат, лозунгов, наград, дальше спуск в зал Славы (он внутри кургана), там по винтовой лестнице, мимо стен с фамилиями защитников Волгограда поднимаешься к ансамблю скульптур на военную тематику, а далее идешь по огромной лестнице в гору к подножью Родины-Матери, по дороге камни особо отличившимся героям-защитникам.

Мамаев курган, аллея пирамидальных тополей, ведущая вглубь мемориала. Проложена по гребню искусственной насыпи, под ней в двух туннелях проходят ветки железной дороги.
Мамаев курган, аллея пирамидальных тополей, ведущая вглубь мемориала. Проложена по гребню искусственной насыпи, под ней в двух туннелях проходят ветки железной дороги.

Стены-руины. Скульптурная композиция, показывающая тяжелейший путь советского народа к победе над захватчиками. Эффект усиливается героической музыкой и звуками времен войны.
Стены-руины. Скульптурная композиция, показывающая тяжелейший путь советского народа к победе над захватчиками. Эффект усиливается героической музыкой и звуками времен войны.

-7

Зал Воинской Славы. На мозаичных траурных знамёнах написаны 7200 имён погибших в Сталинградской битве. В центре зала горит вечный огонь. У вечного огня и входа на площадь Скорби установлен почётный караул.
Зал Воинской Славы. На мозаичных траурных знамёнах написаны 7200 имён погибших в Сталинградской битве. В центре зала горит вечный огонь. У вечного огня и входа на площадь Скорби установлен почётный караул.

Площадь Скорби. На ней находится монумент «Скорбящая мать», могила В.И. Чуйкова.
Площадь Скорби. На ней находится монумент «Скорбящая мать», могила В.И. Чуйкова.

Монумент «Стоять насмерть». Монумент солдатам, стоявшим насмерть, защищая Сталинград от фашистов. Памятник изображает солдата, который по пояс врос в камень но не отступил ни шагу назад, и продолжает грудью заслонять Родину (Родину-Мать) от захватчиков.
Монумент «Стоять насмерть». Монумент солдатам, стоявшим насмерть, защищая Сталинград от фашистов. Памятник изображает солдата, который по пояс врос в камень но не отступил ни шагу назад, и продолжает грудью заслонять Родину (Родину-Мать) от захватчиков.

Все очень монументальное, торжественное и скорбное — другие слова сложно подобрать. Звучит музыка военного времени.

Сама Родина-Мать огромна, вообще на кургане просто фантастическое ощущение, вот где реально испытываешь гордость за подвиг своего народа.
Сама Родина-Мать огромна, вообще на кургане просто фантастическое ощущение, вот где реально испытываешь гордость за подвиг своего народа.

Такой Родину-Мать увидела Мариныч из проходящего поезда.
Такой Родину-Мать увидела Мариныч из проходящего поезда.

Вернулись к вокзалу, очень долго ждали нужный нам троллейбус, доехали до порта. Там сели на кораблик и переплыли на противоположную сторону Волги.

Сам Волгоград только на одной стороне, там же где мы оказались этот город явно отдыхает: дачи, деревенские домики, кафешки, засранный пляж и зона отдыха, куча непонятной датой молодежи. Короче ставиться негде, пошли по берегу в надежде отойти подальше от населенки, но где там — народ везде.

Наткнулись на пьяных местных, которых сначала пробило на бычку, а потом на дружеские разговоры. Они посоветовали нам пойти на «их» пляж, пообещали, что нас там никто не тронет, а если мы пойдем дальше, то нам всенепременно наваляют дикие ребята из соседней деревни.

У нас не оставалось другого выхода, кроме как воспользоваться их предложением, на улице темнело. Мысли были самые разные: и что эти же ребята сейчас лакирнут уже выпитое и их потянет на разборки с нами-москолями, и что найдем еще таких же отморозков, короче было стремно.

Палатку я поставила, можно сказать, в кустике, так что сразу ее и не заметишь, искупались в Волге и легли спать.

Ночью Родина-Мать — единственное ярко подсвеченное сооружение в городе, возвышается над домиками и выглядит еще огромней и торжественней.

16.07. Ночью я спала очень плохо, почему-то было постоянное ощущение тревоги, казалось, что нас вот-вот придут бить.

Утром мы проснулись от того, что местная жительница залезла в воду и размахивая руками издавала хорошо поставленным оперным голосом нечленораздельные звуки. Потом бабушка с внуками ходили по пляжу и собирали мусор, сжечь они его решили почему-то в непосредственной близости от нашей палатки. О том, что бы стоять здесь сутки, как было задумано ранее, не могло быть и речи.

Волга. Волгоград. Чайки.
Волга. Волгоград. Чайки.

Купание Бена.
Купание Бена.

Собрали вещи и отправились обратно на пристань. Вчера мы дали маху, бредя по песчаному берегу, недалеко, конечно, была нормальная заасфальтированная дорога, которой мы воспользовались на обратном пути.

Речной вокзал в Волгограде.
Речной вокзал в Волгограде.

Переплыли реку на пароходике, а к вокзалу, на этот раз, пошли пешком, забрели на местный рынок — начинаю убеждаться, что в Москве далеко не самые высокие цены в России.

Первая пожарная часть.
Первая пожарная часть.

Железнодорожный вокзал.
Железнодорожный вокзал.

Расположились в том же сквере у вокзала, скоро местные алкаши и бомжи будут нас за своих принимать)))
Расположились в том же сквере у вокзала, скоро местные алкаши и бомжи будут нас за своих принимать)))

Сначала я и Михей сходили в местный краеведческий музей, где узнали о довоенной истории Царицына-Сталинграда-Волгограда.

Краеведческий музей.
Краеведческий музей.

А потом я и Сашка съездили к Родине-Матери: я еще раз прониклась атмосферой, а он поразился размерам.

Опять вернулись к вокзалу, Мариныч в условленное время вышла на связь и сказала, что пока она вернуться не может, а мы ей сообщили, что т. к. в Волгограде нам кантоваться негде, то при первой возможности уезжаем в Самару, где и будем ее ждать.

К этому времени билетов на Самару толком не осталось, было только по 2 билета в разных поездах и разных вагонах. Я и Михей уезжали в 21.00 на поезде Адлер-Челябинск, а Сашка в 01.50 на поезде Адлер-Самара, по этому поводу паек в лице колбасы, хлеба и воды был разделен на 3 части и мы расстались.

Мне досталась верхняя боковуха в самой середине вагона — что может быть хуже(((. Да еще толпа детей вокруг — в купешке напротив их аж 3 штуки. Поначалу мне даже сесть было некуда т. к. товарищ с нижней полки явно не обрадовался нашему соседству и не спешил дать мне возможность поужинать. Так я и валялась на верхней полке, пялясь в потолок.

17.07. Засыпала я с надеждой как следует подрыхнуть, а в идеале проспать пол дня, что бы время пролетело скорее, но где там! К утру в поезде стало так душно, что спать стало просто невозможно, восходящее солнце пекло даже сквозь опущенные жалюзи. Как прошел день помню как в бреду: не хотелось ни есть, ни пить, ни читать, спать хотелось, но это было просто нереально.

К обеду жара в вагоне была +38 градусов, в сортир стояла постоянная очередь, чтобы умыться, мои соседи начали оборачивать детей мокрыми полотенцами, но через 15 минут полотенца высыхали и все повторялось по новой. Дети орали и не могли заснуть, взрослые нервничали. Башка просто трещала по швам!

Приходил Михей, постояли с ним в тамбуре, у него все намного лучше: верхняя купешка, открывающаяся форточка и милая бабуська-соседка, которая кормит его бутербродами, я пообещала зайти к нему в гости.

В довершении всего в вагонах стала кончаться вода, а люди начали падать в обмороки, бедные проводники уже не знали куда разбежаться. По громкой связи народ стали приглашать в вагон-ресторан — единственное место в поезде, где есть кондиционер. Я поняла, что если что-то сейчас не предприму, то меня саму придется откачивать от теплового удара.

Пошла к Михею — пока прошла через 6 вагонов по моему все косяки посчитала — так меня штормило, а у них в вагоне прохладно, тихо и вода есть. Сразу залезла под открытую форточку на его полку и уснула часа на 1,5. Пока дрыхла, поезд простоял где-то час на дозаправке водой и соответственно опаздывал. К вечеру жара чуть спала и жить стало легче, к тому же в кранах появилась ледяная вода, а не тот кипяток, который шел днем. Уже в менее экстремальной обстановке я вернулась к себе в вагон, поужинала и стала с нетерпением ждать прибытия.

Самара.

17.07. К ночи мы докатились до Самары, я так спешно покидала вагон, что даже не попрощалась со своими попутчиками. Выйдя, с ненавистью посмотрела на эту душегубку и посочувствовала людям, которым ехать до Челябинска еще больше 2-х суток. Ощущения от поездки запомнятся надолго ибо такой мокрой, потной, липкой и вонючей я не была никогда!

В Самаре вокзал был новый, очень большой, с зеркальными стенами и большими окнами — короче сама современность, если бы не крыша, которая текла во время дождя. А в том, что она течет мы убедились очень быстро т. к. навернув пару кругов по окрестностям вокзала, мы поняли, что гроза неизбежна и поспешили в зал ожидания. Ливень был стеной, грязевые потоки текли по окнам с внешней стороны и с потолка внутри, работники вокзала метались с ведрами и тряпками в надежде не дать всему этому добру протечь на нижние этажи. Умеют строить в России! )))

Наконец в 23.00 мы встретили Сашку и отправились на поиски ночлега. Он нам в красках рассказал, как шикарно доехал: сначала он был единственным пассажиром в вагоне, потом появилось еще 3-е. Поезд шел практически пустым, проводницы поили их бесплатным чаем, сами дрыхли всю дорогу и даже не запирали сортиры на крупных остановках. Я шла и скрипела зубами, почему не продавали билеты на этот поезд — непонятно.

Самара поразила оригинальностью архитектуры: ни в одном городе больше не видела современные многоэтажки и коттеджи по соседству с разваливающимися резными деревянными домишками. Все дома настолько разноперые, что просто диву даешься! Поплутав по ночным улицам, путям, насыпям и другой ерунде, мы добрели до Волги. Поставились только к 3-м часам недалеко от городского пляжа и железнодорожного моста. Легли спать.

18.07. Проснулись в двенадцатом часу, поели и дружно начали стираться. На пляж стирать идти постеснялись, поэтому Сашка построил небольшую запруду и стирал там, а я и Михей стирали в чем-то очень похожем на болото. Пару раз к нам пытались зайти в гости местные рыбаки, алкаши и жаждущие отлить люди, но мы держали оборону.

Михея отправили в магазин в надежде пожрать печеной картошки, но оказывается в Самаре картошки нет, зато есть очень много разного пива, которое мы неприминули попробовать. Завтра с утра приезжает Мариныч, и мы двигаем дальше.

19.07. Ночь у нас прошла более чем оригинально: Михей наорал на меня по поводу и без повода и отправился спать, а мы с Сашкой пол ночи караулила Бена, очевидно загулявшего с местными самочками. Когда он вернулся, то часа 3 пролежала в палатке в каком-то полубреду с пошлыми снами. Потом Михей собрался и пошел встречать Мариныча на вокзал, а я и Сашка так больше и не уснули. Лежали, ржали и курили в палатке, чего вообще-то делать нельзя)))

Михей вернулся, но без Мариныча, оказывается он ее встретил и оставил на вокзале разбираться с билетами. Мы позавтракали, собрались и поскакали.

Взяли билеты на поезд Воронеж-Новосибирск до Новосибирска, где нас уже ждали другие билеты в сидячий вагон Новосибирск-Кулунда. К вечеру меня осенило, что доедем мы не к этому утру, а к утру следующего дня.

Снова вместе, снова в пути.
Снова вместе, снова в пути.

20.07. Целый день в поезде, едем в последнем купе последнего вагона, если выйти в тамбур, то видно как вдаль убегают рельсы — очень прикольно, мы даже попросили у проводницы тряпку и на остановке протерли окошко.

-21

Омск, Челябинск, Петропавловск и даже заграница: Казахстан — Курган — города сменяют друг друга, только и успеваем выйти на платформу, что бы потом с гордостью сказать: мы были проездом в каждом из них))).

Челябинск. Строящаяся церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Челябинск. Строящаяся церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Омск. Памятник паровозу и водонапорная башня 1912 года постройки.
Омск. Памятник паровозу и водонапорная башня 1912 года постройки.

Когда проезжали границу Россия-Казахстан, по вагонам ходили суровые пограничники, проверяли документы, у кого-то просили открыть сумки. Нас это в некоторой степени напрягало т. к. у Сашки вместо паспорта было временное удостоверение (паспорт у него незадолго до отъезда уперли в метро, а восстановить он его не успел), вроде бумажка официальная, но ее всегда досматривали с особым рвением, а тут вроде как граница. Да еще наш друг и товарищ Бен, который ездит нелегально, ведь в поездах запрещено перевозить грызунов даже в клетках.

На наши рюкзаки посмотрели как-то нездорово, спросили зачем и куда едем, мы ответили, что путешествуем — нас сразу оставили в покое.

Казахстан.
Казахстан.

-25

В Казахстане было 2 остановки, на обеих продавали маленькие дыньки, причем целыми сетками и по смешной цене и электронику: небольшие телевизоры, магнитофоны, фены, радио и т. д. — видимо им зарплату так выдают. Дыни мы купили — офигенная вещь — никогда таких вкусных не ела!

Там же зашло очень много местных жителей: в основном женщины в длинных цветастых платьях, косынках, некоторые босиком. Всю дорогу они разговаривали между собой на непонятном языке или напевали что-то под нос и грызли лепешки.

Пограничники на границе Казахстан-Россия — очень красивые молодые казашки, они налепили штампов в паспортах всем, кто подсел в Казахстане, а на нас не обратили ни малейшего внимания.

21.07. Приехали в Новосибирск, просидели пол дня на вокзале.

Зал ожидания на вокзале в Новосибирске.
Зал ожидания на вокзале в Новосибирске.

Погрузились в поезд Новосибирск-Кулунда в сидячий вагон.
Погрузились в поезд Новосибирск-Кулунда в сидячий вагон.

Поначалу народа было совсем мало: мы, пьяная компания парней и еще пара человек. Проводник — зашуганый старикашка не давал кипятка, зато продавал пиво. Пьяная молодежь лакирнулсь пивком и начала буянить, от конфликта нас избавил удачно проходящий наряд ментов, который вынес парней в тамбур вместе с косяком и дверью, пообщался с ними за жизнь, после чего они спешно легли спать.

К ночи мы удобно расположились укрывшись спальниками и заняв по 2 кресла каждый, но где там! После 3-х часов в вагон повалил народ, свободных мест не осталось и нас подняли и потеснили. В итоге нормально поспал только Сашка т. к. он на соседнее с собой место поставил рюкзак и использовал его как подушку — его никто потревожить так и не решился.

А вот у Бена со спальным местом проблем нет никогда)))
А вот у Бена со спальным местом проблем нет никогда)))

Горько-соленые озера.

22.07. Мы приехали в Кулунду (название классное: где? где? в Кулунде!), дальше нам надо было добраться до Яготино. Сели на автобус, поняли, что просчитались и доехали почти в 2 раза дальше Яготина, причем вторая часть пути была совершенно бесплатно))).

Вышли мы посреди степи: дорога с уходящим автобусом, трава и вокруг ни души.

Приехали...
Приехали...

Первая неприятность, которая нас ждала — это обилие клещей в траве, пришлось срочно заправлять штаны в носки и потуже затягивать кроссовки. Степь я себе представляла не так, мне казалось, что это что-то экзотическое, а оказывается это немереные поля с жухлой травой, твердой как камень землей и… обилием комаров!!!

Степь. А на фото вроде ничего)))
Степь. А на фото вроде ничего)))

Весь масштаб проблемы мы осознали отойдя на несколько метров от дороги. Были когда-нибудь на болоте, когда вокруг вас вьется туча комаров? Забудьте! Это все фигня!

Комары здесь были крупнее подмосковных раза в 2 и какие-то черные (или наши по сравнению с ними рыжие?), они буквально набрасывались на оголенные участки тела, пришлось одеть кофты, а ведь на улице день — жара, солнце печет. Пока мы шли по степи выработалась особая походка, которая при каждом шаге позволяла потряхивать ногами и стучать себя руками по всем частям тела одновременно — вот идиотское наверное было зрелище!

Сначала мы пришли на Кулундинское озеро, еще из далека мы поняли, что оно воняет тухлятиной (не знаю почему). Нормального спуска к воде не было, только через заросли камышей. Наши мужики решили совершить подвиг и дойти через них до воды, я рада, что не пошла с ними т. к. вернулись они изрядно покусанными, с мокрыми ногами и выпученными глазами от все тех же комаров, видимо в камышах у них база))).

Кулундинское озеро.
Кулундинское озеро.

Развернулись и пошли на другое озеро — Кучукское. Комаров здесь было не меньше, но спуск к воде был человеческий: пляжик, только вместо песка бурая грязь с кристалликами соли, а вода мутно-розового цвета.

-32

Тут разрешился наш давний спор: что более соленое — море или горько-соленое озеро. Ну не даром эти озера так называют, они не просто соленые, а соленые до горечи, если опустить палец в воду, то потом на нем образуется белый соляной налет. Тут же встала проблема с пресной водой т. к. до пробы у всех теплилась надежда, что воду из озера можно будет пить.

Темнело, мы поставились около пляжика, нашли неподалеку несколько небольших болот с зеленой застоявшейся водой. К ночи комаров меньше не стало.

Кучукское озеро. Вроде полная идиллия. Нет! Это мы позируем…
Кучукское озеро. Вроде полная идиллия. Нет! Это мы позируем…

… а на самом деле нас ЖРУТ!
… а на самом деле нас ЖРУТ!

На пляжик приехал местный водитель, искупался, рассказал нам о чудодейственных свойствах соленой воды: после купания суставы не болят и все болезни рассасываются без остатка. Так же сказал, что нам надо было доехать до поселка Химиков, где рядом есть горько-соленое, серное и пресное озера, причем в серном можно стирать одежду без мыла и все становится идеально чистым. Но с палатками там вставать негде.

Достали накомарники — сетки на лицо, и попытались поесть, не снимая их. Логично, что то невозможно, а чай имеет странный вкус))).
Достали накомарники — сетки на лицо, и попытались поесть, не снимая их. Логично, что то невозможно, а чай имеет странный вкус))).

Заброска в палатку производилась малыми группами, дабы не впустить туда кровососущих тварей.

Закат в степи.
Закат в степи.

23.07. Настало утро, комары не рассосались и терпеливо ждали нас у входа в палатку. Выяснилось, что Бен нацеплял вчера на прогулке клещей, они висят у него на ушах как сережки. Пришлось их выдирать. Будет сидеть теперь под арестом.

Посмотрели на остатки воды, которую вчера набрали и пили — лучше бы мы этого не делали. Она мутно зеленая, с непонятной живностью и водорослями. Тем не менее, все пока живы и даже обошлось без поноса, по этому поводу на завтрак воду набрали там же:)

Решили искупаться в озере — не так же просто ехали! Но опять была нужна пресная вода, что бы потом с себя смыть соль. Самым смелым оказался Михей, он искупался в озере и не одеваясь побежал (в надежде обогнать комаров) окунаться в болото. Я набрала во все имеющиеся емкости воды и искупавшись долго и нудно обливалась ею из кружки. Остальные ограничились хождением, умыванием и бултыханием рук в целебной жиже.

Так мы поняли, что ловить здесь больше нечего и двинулись опять в путь-дорогу. Решили добираться сразу до Телецкого озера, а не до озера Ия, как планировалось ранее — очень хотелось отдохнуть несколько дней, устали.

Долго шли по шоссе и ловили автобус до Благовещенки.

-37

Вокзал в Новоблаговещенке.
Вокзал в Новоблаговещенке.

Играем в карты в ожидании поезда.
Играем в карты в ожидании поезда.

Здесь нет комаров!

Погрузились в поезд Карасук-Барнаул. Ночь в общем вагоне, где впрочем, мы спали как в плацкартном, и мы в Барнауле.

24.07. Барнаул произвел скверное впечатление, нам попадались сплошные хамы! Общались, скажем так, не вежливо все — от случайного прохожего до тетки в железнодорожной кассе.

Мы взяли билеты в общий вагон до Бийска, хотели подождать прибытия поезда на платформе, НО… двери вокзала на платформу закрыты и открывают их только после прибытия поезда. Мы очень вежливо попросили дежурную по вокзалу открыть нам дверь, а она в ответ, поигрывая ключом, сказала, что ей типа не положено. Тогда мы уточнили, можно ли находиться на платформе, кроме как во время прибытия-отправления поезда. Она радостно сказала, что можно, и если мы хотим туда попасть, то можем выйти в город, обойти вокзал, подняться по железнодорожному мосту, перейти пути, а потом уже понизу перейти пути до нужной нам платформы! И это с нашими-то рюкзаками, когда нужная нам платформа находится прямо за дверью — ее даже через стекло видно! Короче пришлось нам проделать этот путь, настроение упало окончательно(((.

В общем вагоне опять ехали как в плацкартном, вроде даже подремали, но все какие-то помятые и не выспавшиеся.

На автовокзале в Бийске.
На автовокзале в Бийске.

В ожидании автобуса до Горно-Алтайска.
В ожидании автобуса до Горно-Алтайска.

Весь этот отрезок пути — постоянная движуха, не переставая куда-то спешили, ехали, шли… Очень хотелось остановиться уже где-нибудь дня на 3, а лучше на неделю. Именно в этот момент мы, на мой взгляд, почувствовали себя командой, ведь когда нас покинула Мариныч все было не так и не то, а уж когда ехали по одному в поездах — полная апатия.

Именно после этих диких скачек по поездам я до сих пор не вижу особой разницы между Новосибирском и Новороссийском, Краснодаром и Красноярском и путаю их в разговорах — ведь эти города на разных концах Россия я посетила втечении недели.

Ну и наконец, мы достигли еще 2-х маленьких целей нашего похода: Волгограда и горько-соленых озер Кулунды. И то и другое, а так же Самара со своей причудливой архитектурой, остались в моей душе противоречивыми, но бесспорно яркими воспоминаниями.

Начало:

Двухмесячный поход. Часть 1: два моря.

Продолжение:

Двухмесячный поход. Часть 3: Горный Алтай.

Двухмесячный поход. Часть 4: долгий путь к Байкалу.

Двухмесячный поход. Часть 5: Байкал.

Двухмесячный поход. Часть 6: дорога домой.