Сотрудники АО «МК «Витязь» в составе группы УВЗ, входящей в госкорпорацию «Ростех», вернулись из арктической экспедиции Северного флота по острову Южный архипелага Новая Земля. Ведущий инженер Тимофей Сухоруков и электромонтажник Юрий Щеглов отдела гарантийного ремонта рассказали T-Digest о трудностях и опасностях похода двухзвенных транспортеров ДТ-10 и ДТ-30 по маршруту первых русских покорителей Севера.
Арктическое лето только по названию должно дарить тепло. Архипелаг Новая земля даже в это время года остается труднопроходимым и практически необитаемым. Подразделения береговых войск Северного флота решили доказать, что для них нет преград, тем более, когда у них на вооружении есть новая арктическая техника – двухзвенные транспортеры ДТ-10 и ДТ-30. Эти машины позволяют добраться до таких мест, куда раньше забирались только отчаянные первопроходцы на легких собачьих упряжках.
Военнослужащие преодолели около 900 километров в тяжелейших условиях арктического бездорожья. Пересекли остров вдоль и поперёк – от Карского до Баренцева моря, достигли самой северной точки своего маршрута – пролива Маточкин Шар, а также обследовали исторические места стоянок и зимовья первопроходцев Новой Земли.
Тимофей Сухоруков и Юрий Щеглов были специально прикомандированы к отряду военных. В прошлом году они уже принимал участие в походе военной техники к острову Тикси. Им, как опытным механикам-водителям, нужно было не только подстраховать военнослужащих, но и показать, как правильно эксплуатировать современную технику в экстремальных климатических условиях. По словам специалистов, в экспедиции участвовало пять двухзвенных транспортеров «Витязь» грузоподъемностью 10 и 30 тонн.
Особенность обоих тягачей заключается в уникальной двухзвенной конструкции. Обе «половинки» соединены гидравлической сцепкой. Она передает крутящий момент с головной на вторую машину, из-за чего они работают как один механизм. Передвигается «Витязь» на особенных широких гусеницах, которые не позволяют ему уйти в мягкий грунт, снег, а если он попадёт в болото или воду, то они станут «грибным» винтом.
Внутри ведущей части машины расположена кабина экипажа и жилой отсек. В последнем есть спальные места, маленькая кухня с микроволновой печью и такая банальная, но необходимая в арктических условиях вещь, как биотуалет. Вторая часть отсека не менее функциональна. Ее можно использовать как грузовой отсек для перевозки различных грузов или под монтаж различного вооружения. В «боевом» варианте на базе шасси ДТ-30 создан зенитный-ракетный комплекс «Тор» и «Панцирь». Есть планы размещения другого вооружения.
«Мы шли на последней машине, груженной топливом. Экипаж состоял из четырех человек. Я, как водитель-испытатель, половину пути провел за баранкой. Погодные условия были вполне сносные. Температура воздуха не превышала двух градусов, правда ветер временами был довольно сильный. Ночевали в спальниках во втором звене. Пищу готовили основательно утром и вечером, а в обеденный перерыв просто останавливались на привал и перекусывали сухим пайком. Во время переходов удалось избежать опасных встреч с белым медведем, хотя постоянно чувствовалось его присутствие», — рассказывает Сухоруков.
За внешней обыденностью повествования скрылись главные трудности похода. Тимофей Сухоруков вспоминает, что из-за «теплой» для Новой земли погоды трасса перехода представляла из себя настоящее «минное поле»: верхний слой грунта достаточно прогрелся и вездеходам часто приходилось форсировать настоящие грязевые реки. При этом, как объясняет специалист, особой проблемой было передвижение колонной.
«Из-под гусениц впереди идущих вездеходов летят грязь, камни, снежная пурга. Порой ничего не видно и возникает риск угодить в плавун, илистый слой подпочвы, обильно насыщенный водой. Можно провалиться по самую крышу», — вспоминает Тимофей Сухоруков.
«Еще одним серьезным испытанием было преодоление различных холмов и горок на пути следования. Крутизна некоторых из них, из тех, что повыше, достигала 30%, а на небольших нос кабины задирался так, что казалось, будто взмываешь в вверх, в небо, а затем опускаешься резко вниз. Впечатлений хватило на всех», — говорит Юрий Щеглов.
Как это выглядит в жизни, хорошо видно на фото из похода «Витязей». Впрочем, техника не подвела. Несмотря на сложные условия машины позволили с честью выполнить поставленные перед экспедицией задачи, экипажи целыми и невредимыми вернулись в базу.