Найти тему
Однаколайв

Конец истории

С упадком Рима общество стало феодальным. Это время любят называть "тёмным средневековьем", но на самом деле ничего тёмного в нём не было. Лично я называю это время "демократизацией наследия Рима": то, что было доступно в Риме лишь избранным, стало доступным всем, с неизбежным падением "уровня жизни". Естественно, когда несметные богатство одного человека распределяются по десяткам тысяч других, то прежний блеск исчезает, но каждый получает чуть больше, чем было у него раньше. Общество смогло самоорганизовываться, выжить и развиться.

Но и феодализм пришёл в упадок и его сменила монархия. Это время любят называть "тёмной деспотией", но на самом деле ничего тёмного в ней не было. Для своего времени монархия была передовой формой организации государства, без бесконечных смут, разрушений наследия, можно накапливать силы и строить планы. Тем самым свергать горы и добиваться потрясающих результатов, которые не были бы возможны в условиях раздробленности. Как мы видим, наследие Рима не только распределилось в народе, но и приумножилось.

Но и монархизм пришёл в упадок, общество стало слишком богатым и сложным, чтобы зависеть от воли одного человека (или воли нескольких человек, в так называемой "конституционной монархии"). Кризис власти 19 века обернулся революциями и войнами. Многие монархии прекратили своё существование или превратились в опереточные (или они хотят пока таковыми казаться). Что пришло им на смену?

На смену монархии пришёл не одна новая идеология, а целых три. Их трудно на сто процентов друг от друга отделить, их придумали люди, а люди, чтобы они о себе не думали, похожи друг на друга. Соответственно и идеологии, возникшие в одно историческое время по одним и тем же причинам, похожи в чём-то друг на друга.

С упразднением монархии во всей свой полноте встала проблема самоидентификации. Раньше было просто. Во времена Рима ты раб или не раб. В средневековье чей холоп. В новое время -- чей подданный. Людей это не только не смущало, но они могли себе меряться монархами: а наш монарх круче! Ах так, круче? Ну тогда мы к вам. Но вот монарха не стало, тогда кто мы?

Первая идеология решила вопрос довольно просто -- мы "нация". То есть как монархическое общество, только без монарха. Так возник национализм. Можно долго говорить о плюсах и минусах этой идеологии, но она пользуется популярностью до сих пор и пока уступать не собирается, хотя и существенно трансформировалась. Сейчас понятие "нация" трактуется весьма широко и является скорее философским чем биологическим вопросом. В пределе национализм вырождается в нацизм, тоталитарное общество, построенное на вопросах крови во всех смыслах, после чего он приводит к саморазрушению.

Вторым возник социализм. То есть мы как монархическое общество, только без монарха. Без такого доброго монарха, которых о всем заботится, всех кормит, обеспечивает и защищает. Мы сами себе такой замечательный монарх. И об этой идеологии можно сказать много как хорошего, так и плохого. в двадцатом веке социализм очень мощно повлиял на все страны, под конец двадцатого веке отступил от своих позиций, но снова набирает популярность. В пределе социализм вырождается в "большевизм", тоталитарное общество, построенное на классах, по сути превращающиеся в кастовое. После чего он приходит к саморазрушению.

Параллельно возник либерализм. То есть мы как монархическое общество, но каждый сам себе монарх. Этот монарх заботится, защищает и всячески ублажает конкретного индивидуума, его желания становятся превыше всего. В пределе вырождается в "общество со ценностями", тоталитарное общество с диктатурой меньшинства, построенное на тотальном индивидуализме и отрицании общественных начал. После чего начинается саморазрушение (что мы и наблюдаем сейчас).

После зверств нацистов националисты стали соблюдать баланс и превратились в государственников. После зверств "большевиков" (правомерных или нет, ответных или нет, не суть важно), социалисты отказались от насилия и тоже превратились в государственников. То есть между этими партиями спор идёт не от том, что государство это хорошо, а о главенствующем уклоне: правом или левом.

А вот зверства либералов мы переживаем прямо сейчас. Интересно, каким будет конец их истории и сможем ли мы его все пережить. Не вижу причин, по каким и они не остепенятся по подобию националистов и социалистов. Но во что они превратятся? Тоже в государственников? Но ведь их идеология отрицает само государство, в отличии тех же националистов или социалистов. Ни малейшей идеи.

Эпоха перемен. Древнее проклятье китайцев.