Найти тему
K-INO.RU: IN K-INO VERITAS

Федерико Феллини. Статья Владимира Матинова

Гений есть у всякого места, во всякой области есть свой герой. Скажем, в области классической музыки чуть не ярче всех на небосклоне сияет имя Моцарта, а в литературе – Толстого. Есть свои гении и в науке, и в политике, и в бизнесе. Есть и в кино. Одним из ярчайших и влиятельнейших режиссеров всех времен вот уже много лет бесспорно признается итальянский художник Федерико Феллини. Более полувека часть человечества, близкая к киноискусству, ломает голову: в чем загадка магии Феллини, что заставляет зрителя вновь и вновь пересматривать его картины? Ответ на этот вопрос не дан по сей день. Почерк гения (а о том, что Феллини – гений, высказывались такие знаменитые коллеги по цеху, как Куросава, Бергман, Скорсезе и Линч) предельно индивидуален. При этом, кажется, что, за исключением двух его абсолютных шедевров, «Сладкой жизни» и «Восьми с половиной», фильмы Феллини сплошь состоят из огрехов, несообразностей и несоответствий норме (как тот нарочито брезентовый океан в «Казанове»). Однако, небрежность эта, очевидно, мнимая. Образы, созданные Феллини, накрепко застревают в сознании (и, что особенно важно, в бессознательном). Его влияние на мировую культуру огромно, однако, никому так и не удалось снять фильм «под Феллини» (пытались многие).

Биография режиссера, на первый взгляд, проста и типична. Как тут не вспомнить Пушкина?

«Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он».

Разумеется, мы не можем говорить о «ничтожности» Феллини. Однако, стоит признать, что на фоне «красного» графа Висконти, радикального нонконформиста и «мученика культуры» Пазолини и высоколобого интеллектуала Антониони, этих титанов послевоенного итальянского кино, увлекающийся, «трогательный провинциал» Феллини, сын коммивояжера из Римини, выглядит несколько простовато. Впрочем, простота эта, как часто бывает у гениев, мнимая, а Римини – далеко не провинция, а самый что ни на есть центр античной культуры.

-2

Феллини был болезненным ребенком, в детстве любил цирк (эту любовь сохранил на всю жизнь), а ещё любил устраивать для домашних театрализованные представления, розыгрыши. Феллини получил классическое образование в монастыре, типичное для тогдашней Италии (этот период своей жизни он отразил во многих фильмах, лучшие из которых «Восемь с половиной», «Рим» и «Амаркорд»). В 1937 г. Феллини переезжает во Флоренцию, а через год – в Рим, ставший любимым городом режиссера, своего рода второй родиной. Здесь, проживая недалеко от вокзала, в меблированных комнатах, соседствуя с торговцами-китайцами, ворами и проститутками, много работает: пишет статьи, рисует карикатуры, заводит знакомства (первые годы Феллини в Риме с наибольшей полнотой показаны в «Риме»). Здесь же, в 1945 г. знакомится с подругой всей своей жизни, начинающей актрисой, Джульеттой Мазиной, ставшей музой режиссера на долгие годы. Их первенец умирает спустя две недели после рождения. Пережив эту травму, чета решает не заводить детей. Наконец, в конце 40-х годов Феллини участвует в работе над сценарием к шедевру Роберто Росселлини «Рим, открытый город», после чего окончательно погружается в мир кино.

Италия переживает послевоенный экономический бум (так хорошо показанный в «Сладкой жизни»), на подъеме и киноиндустрия, ставшая к шестидесятым годам второй в мире, после Голливуда. Бурно развивающейся отрасли требуются амбициозные молодые таланты. Одним из них и становится Федерико Феллини. Уже первый фильм режиссера, «Огни варьете», вышедший в 1950 г., с Джульеттой Мазиной в одной из главных ролей, имел некоторый успех, однако, безоговорочного признания Феллини добился после премьеры «Маменькиных сынков» (1953) и, особенно, «Дороги» (1954), получившей целый букет международных наград, включая «Оскар». Далее следовали «Мошенники» (1955), «Ночи Кабирии» (1957) и, наконец, «Сладкая жизнь» (1960), по праву завоевавшая «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Этот фильм, как и следующий за ним «Восемь с половиной» (1962), по сей день входит во все возможные списки «лучших фильмов» и представляет собой масштабную, многослойную фреску, повествующую как об итальянском экономическом буме 50-х, так и о проблемах личности в современном мире. В «Сладкой жизни» берет начало блистательный кинодуэт и многолетняя дружба Феллини с актером Марчелло Мастроянни. В фильме «Джульетта и духи» (1965), снятый после опытов Феллини с ЛСД и впечатлений от прочтения Кастанеды и Юнга, режиссер задается актуальными для шестидесятых вопросами о женской душе и Персоне, а в «Сатириконе» (1969), проводит параллели между римским обществом времен Нерона и современной Европой.

-3

Надо сказать, что в этот период каждый из великих режиссеров Италии по-своему решал вопрос выхода из кризиса идей эпохи неореализма. Так, Антониони начинает снимать вне Италии, Пазолини «уходит в Средневековье», а Висконти - в историзм и чистый эстетизм. Феллини идёт, по самому радикальному на тот момент пути, предвосхищая (а, во многом, и инспирируя) наработки таких художников, как Гринуэй. В то время, когда другие великие снимали натуру и старались быть ближе к так называемой «правде жизни» (эти принципы подхватывает, например, «Новый Голливуд»), Феллини выбирает путь нарочитой искусственности, когда даже Римини, родной город режиссера, выстраивается на студии для фильма-воспоминания «Амаркорд» (1973). Критики обвиняют режиссера в неискренности, однако, Феллини продолжает совершенствовать свой новый метод, создавая искусственные, полные пластика и папье-маше, миры, достигнув апогея в таких поздних шедеврах, как «Казанова» (1976), «Город женщин» (1980), «И корабль плывет» (1983).

Последние годы Феллини много болеет, но продолжает работать. Он снимает такие фильмы, как «Джинджер и Фред» (1986), где в последний раз задействует любимую Джульетту, "Интервью" (1987), "Голоса луны" (1990).

Феллини ушел из жизни 31 октября 1993 года, через день после пятидесятилетнего юбилея своей свадьбы, унеся в иной мир тайную формулу своей киномагии. Джульетта Мазина, больная раком, пережила своего мужа всего лишь на несколько месяцев...

Спустя много лет, вспоминая знаменитого итальянца, Дэвид Линч, которому удалось проводить Феллини в последний путь, говорил: «Я люблю Феллини. У нас и день рождения совпадает, так что если верить в астрологию... Его время было совершенно другим, ну и взгляд у него чисто итальянский. Но тут дело в самих его фильмах, в их атмосфере. Они пробуждают воображение. Они такие волшебные, лирические, удивительные и изобретательные. Этот парень уникален. Если бы его фильмы взять и выкинуть, в кинематографе зияла бы огромная прореха. Нет ничего похожего на них даже близко».

-4
Понравилось? Не забудьте поставить лайк, расшарить и подписаться
:o)