Найти в Дзене
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

Карфаген и Рим

Автор: Михаил Исхизов

Карфаген – город-государство в Северной Африке, основанный финикийцами. К началу третьего века до нашей эры, карфагеняне завоевали всю Северную Африку, Сицилию, Сардинию и даже Южную Испанию. После этих существенных достижений, Правители Карфагена пришли к мысли, что мир Однополярен. И единственный полюс мира – это их богатое и могущественное государство. Поэтому, решили они, на плечах Карфагена лежит высокая ответственность: он обязан помочь остальным государствам. Следует научить все другие народы, как надо жить, какими должны быть ценности, к чему следует стремиться, и всему остальному… А если кто-то не захочет следовать разумным рекомендациям Карфагена, – тех следует активно убедить.

Римляне, которые тоже немало завоевали, в это самое время, также пришли к мысли, что мир Однополярен. И единственный полюс мира, естественно, находится в их богатом и могущественном государстве. Это означает, решили они, что на плечах Рима лежит высокая ответственность: он обязан помочь остальным государствам. Следует научить все другие народы, как надо жить, какими должны быть ценности, к чему следует стремиться и всему остальному… А если кто-то не захочет следовать разумным рекомендациям Рима – тех следует активно убедить.

Вот такие существенные географические и социологические разногласия и противоречия произошли между могущественным Карфагеном и столь же могущественным Римом к началу третьего века до нашей эры. Каждый из них был уверен в своей исторической миссии, и они стали воевать между собой, за право помогать другим государствам: учить народы других стран, как следует жить, какими должны быть ценности, к чему следует стремиться и всему остальному… А если кто-то не захочет следовать разумным рекомендациям – тех, естественно, следовало активно убеждать.

Воевали Карфаген и Рим с высоким чувством ответственности и великим усердием. Подряд, одну за другой, провели три Пунические войны. На это у них ушло 118 лет. Но войны происходили с переменным успехом. То карфагенскому Ганнибалу со своими слонами и лучниками удавалось приблизиться к стенам Рима, то римскому Сципиону Африканскому Старшему со своими легионами и «онаграми», приблизиться к стенам Карфагена. Политики также не отдыхали: советы и указания другим государствам, непрерывным потоком, следовали, в эти смутные времена, и из Карфагена, и из Рима. Но где этих 118 лет находился центр Однополярного мира, понять трудно.

Все решилось в 146 году до нашей эры. Римский полководец Сципион Африканский Младший, наконец, победил. Его легионы взяли штурмом Карфаген и разрушили город. Будь этот Сципион варваром, он на этом и остановились бы. Но Сципион, как и многие другие известные нам римляне, был человеком всесторонне образованным, отличался высоким уровнем античной культуры. Он не пропускал ни одной премьеры в Римских театрах, регулярно посещал термы, читал в подлиннике Сафокла и Эврипида… Образованный и культурный Сципион посчитал неприличным оставлять за собой развалины города. Поэтому он приказал вспахать всю территорию бывшего Карфагена и засеять ее полезными травами, чтобы североафриканский скот мог ими круглогодично питаться. Этим и подтвердил колоссальное отличие чрезвычайно культурных римлян, от совершенно диких жителей Африки.

С тех пор Рим стал активно, и без каких-нибудь соперников, осуществлять свою функцию Однополярного центра цивилизации: учил другие народы, как следует жить, какими должны быть ценности, к чему следует стремиться и всему остальному… А если кто-то не слушался – того активно убеждал.

Но шло время, кое-что в мире менялось и в августе 410 года к стенам Рима подошли кочевники-вестготы, под руководством короля Алариха. Все они были варварами и не имели никакого представления о том Однополярен мир, или многополярен... Их это вообще не интересовало. А сокровища, богатейшего Рима привлекали. Теоретически неподкованные вестготы, не стали вступать в дискуссии, ворвались в Рим и ограбили его. Причем не очень-то и свирепствовали. Писатель и историк Исидор Севильский сообщает об этом событии так:

… «И дикость врагов (готов) была достаточно сдержанной»… и «те, кто находился вне церквей, но просто взывал к имени Христа и святых, получал от готов пощаду…» Исидор указывает также, на то, как уважительно отнесся вестгот Аларих к храму Апостола Петра. «Вождь приказал вернуть все ценности в храм, – пишет он. – Сказал, что он воюет с римлянами, а не с Апостолами».

(Исидор Севильский. « История готов». 16.)

Так, сами не догадываясь об этом, кочевники-вестготы, во главе со своим королем Аларихом, уничтожили теорию Однополярности. И двинулись дальше. Теперь уже, как оказалось, в многополярный мир. Где не было какого-то одного могучего государства, которое решило, что обязано помогать всем остальным, не столь могучим: учить другие народы, как надо жить, какими должны быть ценности, к чему следует стремиться и всему остальному. А если кто-то не пожелает следовать разумным рекомендациям – таких следует активно убедить.

Многие считают, что это были неплохие времена…

Нравится рассказ? Поблагодарите Михаила Исхизова переводом с пометкой "Для Михаила Исхизова".