Найти тему
Моноклер

"Я хороший", или что такое "синдром матери Терезы"

Вечная забота об окружающих, навязчивая потребность помогать кому-то, бесконечное чувство вины от невозможности спасти всех. Знакомо? Перед вами вариант так называемого "синдрома матери Терезы" в крайнем его проявлении. Разбираемся, как он проявляется в отношениях, чем разрушителен для «больного» и «жертвы» и почему бескрайний альтруизм – не всегда признак психологического здоровья.

Вообще понятия "синдром матери Терезы" официально не существует. Этот термин плотно прижился в быту и журналистской среде, однако психологи предпочитают говорить о том, что «синдром» – это лишь следствие детских травм, неверного воспитания, наличия ложных установок, отсутствия понимания важности наличия у себя собственных границ и здорового эгоизма.

Жадность, эгоизм, «плохость» – вот чего так боятся «Терезы» любого пола. Им зачем-то все время нужно доказывать свою «хорошесть» для окружающих. Таким людям очень страшно быть плохими, они остро чувствуют справедливость и ее отсутствие и сильно балуют уже взрослых людей, находящихся рядом с ними, теряя свое собственное время, понимание своего индивидуального пути и доводя до инфантилизма окружающих.

Нередко «Терезы» в своей доброте остаются безликими. Кандидат психологических наук Е. Омельчанко пишет:

«На мой взгляд, только эгоизм может помочь человеку добиться выполнения всех целей и задач, успешно реализовать свои планы, справиться с трудностями, что и обеспечит ему здоровый образ жизни [1].

Важно понимать, что навязчивая потребность постоянно помогать другим и тревога из-за невозможности спасти мир – не признак здоровья. Такая «Тереза» одновременно эгоцентрична (важно быть хорошей для всех) и абсолютно глуха к своим потребностям. Например, в быту женщины-«Терезы» стараются купить хоть что-нибудь каждому своему знакомому (особенно если кто-то нуждается), стесняются откладывать деньги для себя ради разрешения собственных целей, придумывают за взрослых людей якобы нужные им потребности и пытаются срочно обеспечить партнера, детей, друзей – деньгами, сладостями, книгами, одеждой, помощью в поисках жилья, своим почти полным отсутствием времени. Они соглашаются быть жилетками, теряют свои границы и вот им уже кажется, что приходить в гости без подарка – неприлично, что взрослый муж сам не сможет купить себе ботинки, а подруга не сможет сама найти психотерапевта или новую квартиру. В итоге «Терезы» балуют окружающих и теряют себя, веру в себя и понятие своей ценности и уникальности. Ведь деньги, которые они зарабатывают, прежде всего, необходимы им для собственных целей, время, которое они имеют, предназначено для собственной реализации или отдыха и т.д. Однако «безграничные Терезы», чувствуя дискомфорт, продолжают делать инфантильными всех, кто находится рядом с ними. Нельзя сказать в целом, почему так происходит. Каждый раз причина индивидуальна и требует вмешательства психолога.

Активистка, писательница и одна из лидеров феминистского движения США Бетти Фридан выяснила методом опросов родителей, детей, учителей и психиатров, что в 60-е гг. дамы, следовавшие «американской мечте» того времени (Работающий муж, красивый дом, прелестные дети, жена-домохозяйка и т.д. – Прим. ред.) сделали своих детей настолько инфантильными, что те едва могли учиться в школах. Кроме того, выросшие юноши искали себе не активную, полную увлечений жену, а новую «маму», так как привыкли, что их собственные матери иногда даже красились, готовясь к их приходу из школы [2].

«Терезы» не могут понять, что их любят не за подарки и прочее, им сложно принять тот факт, что их могут принимать просто потому, что они существуют в этом мире со всей своей уникальностью. Психологи петербургского центра «Форсайт» порой учат клиентов на семейной терапии стараться выбирать друг другу подарки, которые стоили бы не более 200 рублей. Сложная задача для перфекциониста, однако подобная практика учит быть более практичными и, главное, искренними. Я покупаю, не потому что «надо», а потому что у меня есть искренняя, сердечная потребность.

Омельченко подчеркивает:

«Эгоизм делает человека честным. Честность является предметом нравственности» [1].

Также и психотерапевт В. Дашевский утверждает, что «… [эгоизм] нормальное свойство человеческой породы, оберегающее «Я» от воздействия внешнего мира» [3].

При этом специалист замечает, что понятие эгоизма превращается в болезнь, когда «появляются одержимые желания, овладевающие всем существом. Когда я точно знаю, каким должен быть результат, и не допускаю никаких вариантов, я начинаю самоотравление».

То же самое, только наоборот, проявляется и у «Терез» – они почему-то решают, что только им подвластны знания о жизни, о том, как и что должно быть, они начинают контролировать действия окружающих, будучи абсолютно уверенными, что львиную долю задач в этом мире могут решить только они.

Но, может быть, «Терезам» пора остановиться? Спокойно вздохнуть, выпить кофе без угрызений совести, подумать о себе, накопить на то, о чем давно мечталось, поставить реальные жизненные цели и стать для окружающих не надоедливыми добряками, а уникальными, уважающими свои и чужие границы личностями, к которым хочется тянуться.

В противном случае обладатели "синдрома матери Терезы" получают неврозы, депрессию, хроническую усталость, манию контроля, что отнюдь не способствует ни счастью, ни развитию.

Другие материалы по теме

Сострадающие эгоисты и истинные мотивы альтруизма

-  Видеолекторий: «Суверенная личность и психологические границы»

______

Обложка: фрагмент картины Квентина Массейса "Святая Мария Магдалена" (ок. 1525 г.)

Автор: Анжелика Зауэр