О прокачке тормозов слышали даже самые новоиспеченные автолюбители. А вот для чего нужна эта процедура и в чем она заключается, знают далеко не все. И сегодня я предлагаю вам рассмотреть данный вопрос подробно. А значит, для начала, чуть-чуть теории.
Все без исключения современные тормозные системы работают по принципу гидравлического давления. Конечно, уже давно существуют и опробованы экспериментальные системы с электрическими и даже электромагнитными приводами - которые, в общем-то, уже давно пора применять серийно; но увы и ах. Сегодня не об этом. Так вот - уверен, все вы слышали о существовании такой субстанции как тормозная жидкость. Именно эта самая жидкость передает усилие от вашей ноги, которой вы давите педаль, на тормозные колодки. Разумеется, усилие это не прямое, как на велосипеде, а пропорционально-увеличенное. Но обо всем по порядку.
Если совсем упрощенно: вам необходимо замедлить или остановить машину, и вы жмете на педаль тормоза. Педаль толкает шток, который, в свою очередь, проходя через вакуумный усилитель, толкает поршень главного тормозного цилиндра. После чего, кратно усиленное давление передается на исполнительные механизмы - тормозные суппорты. Чем передается? Верно: той самой тормозной жидкостью, которая расходится тонкими металлическими трубками на все четыре колеса (по одной трубочке для каждого). Жидкость давит на поршень, находящийся в каждом тормозном суппорте. Поршень давит на тормозные колодки, а уже те непосредственно прижимаются к тормозному диску колеса, замедляя машину. Тормозная система замкнута и герметична: некоторое сообщение с атмосферой имеет лишь небольшая площадь жидкости, находящаяся на поверхности бачка тормозной жидкости - именно по этому бачку мы проверяем ее уровень.
Что же такое прокачка тормозов?
Всё просто: "прокачать тормоза" - значит, удалить из всех контуров тормозной системы частицы (пузырьки) воздуха, находящиеся в тормозной жидкости.
Следующий резонный вопрос: чем вам помешали пузырьки воздуха?
Здесь тоже заумных формул и многосложных объяснений не понадобится. А чтобы было совсем понятно, давайте вспомним курс физики восьмого, кажется, класса: жидкости несжимаемы, газы - сжимаемы. Поясню. Снова вернемся к передаче усилия от главного тормозного цилиндра к тормозным суппортам. Насколько главный тормозной цилиндр (ГТЦ) нашу жидкость "толкнул" - настолько она и прижала колодки. А теперь представим, что в жидкости есть воздух (газ, то есть). Усилитель в данный момент торможения давит, к примеру, на половину своих возможностей, а вот колодки прижимаются только на треть необходимого усилия. Почему? Потому что воздух в контуре сжался и забрал на себя часть давления. Стоит ли говорить, что такое явление в тормозной системе чрезвычайно опасно. Идём дальше.
Но откуда в системе взялся воздух?
Самая банальная причина - его туда запустили. :) Например, при замене тормозных шлангов. Старые открутили: контур разгерметизировался, тормозная жидкость вылилась. Поставили новые шланги, и даже предварительно залили в них новую тормозуху. Но как старательно ни заливай, а несколько воздушных пробок в шлангах и в местах их соединения с другими элементами все равно останется. Да, это какие-то пара-тройка десятков небольших пузырьков. Но нужно помнить, что диаметр тормозных трубок совсем невелик: буквально 5-7 мм, а общий объем тормозной жидкости в системе - плюс-минус литр. При таком небольшом объеме, даже пара воздушных пробок объемом с пипетку значительно снизит эффективность тормозов.
Вторая причина попадания воздуха - перегрев тормозов. Температура закипания самой распространенной на сегодня тормозной жидкости (ТЖ) типа DOT4 равна 230-250 градусам Цельсия. Но это эталонные характеристики новой жижи. Вся беда в том, что ТЖ крайне гигроскопична, то есть, обожает впитывать в себя влагу из окружающей среды, тем самым саморазбавляясь. И точка кипения у жидкости отходившей, скажем, пять лет, снизится уже до 160 градусов. Ощутимая разница, согласитесь. И после серии интенсивных торможений, если тормоза ревизировали не вчера, вполне реально словить эффект банального её закипания в контуре. А что образуется при кипении? Конечно. Те самые пузырьки. Которые сами по себе так же благополучно обратно уже не "растворятся".
Что делать, чтобы удалить воздух из системы?
Да, наконец мы подошли к непосредственному ответу на главный вопрос сегодняшней темы. Конечно, для удаления воздуха из тормозов и служит процедура их прокачки. Технически, ничего сложного она из себя не представляет. Сверху (в бачок) заливается новая тормозная жидкость, а снизу (через специальные отвинчивающиеся прокачные штуцеры в суппортах) вытекает старая, вместе с пузырьками воздуха. Для примера, представьте обычную медицинскую капельницу. Собрали сухую, залили в резервуар жидкость, и она начала медленно проходить сверху-вниз через трубочку, параллельно вытесняя из нее воздух. Для ускорения процесса лучше прокачивать тормоза на заведенном двигателе: ассистент жмет на тормоз (собственно, качает), и старая ТЖ активно выливается вместе с воздухом из штуцеров, а вы следите за уровнем жидкости в бачке, периодически доливая новую. Конечно, всегда есть нюансы, о которых лучше знать заранее, но это уже не в рамках данной статьи. А если стало интересно - добро пожаловать в видеоролик, который я подготовил ниже.
Данную процедуру вы легко сможете провести самостоятельно или с напарником, а окончательно развеять сомнения если вы "в первый раз", поможет это видео, где я всё подробно показал на практике:
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем исправных тормозов и свежих жидкостей в машине!
P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке! Вам не сложно, а мне поможет развивать это дело для вас.
Также делитесь статьей в соцсетях, если вам понравилось:)