Шахматы - одна из старейших и наиболее почитаемых игр стратегии и анализа в мире. Это игра настолько сложная, что некоторые проводят всю свою жизнь, пытаясь справиться с ней. Почти 60 лет назад в игру вошел новый игрок - один из которых был создан не человеческим интеллектом и самоотверженностью, а строками кода на бумаге, написанными ученым-программистом Аланом Тьюрингом.
Самый известный шахматный компьютер - это Deep Blue от IBM, который в феврале 1996 года столкнулся с российским шахматным гроссмейстером Гарри Каспаровым в широко разрекламированной серии матчей. Однако Deep Blue не был первым компьютером, запрограммированным на шахматы. Эта особая честь принадлежит алгоритму под названием «Turbochamp», который был написан известным британским компьютерным ученым, математиком и криптоаналитиком Аланом Тьюрингом в конце 1940-х годов.
Известный многими историками как «отец информатики», Тьюринг сначала сделал себе имя, когда он усовершенствовал Bombe - механическое устройство, используемое британской разведкой для расшифровки зашифрованных сообщений, отправленных с использованием машины немецкой Enigma во время Второй мировой войны. Достижения Тьюринга считаются поворотным моментом в войне.
Тьюринг продолжал свою работу в области информатики, даже работая с примитивными формами искусственного интеллекта. Его работа с А.И. быстро заставил его заняться шахматами, которые он видел как способ проверить истинный тон искусственного мозга. (Термин «А.И.» не был придуман до 1956 года, через два года после безвременной смерти Тьюринга).
Тьюринг начал работать над своим алгоритмом в 1948 году, прежде чем компьютеры могли даже выполнять сложные вычисления. Тем не менее, Тьюринг нажал и закончил свой код в 1950 году. Алгоритм был грубым. Его логика была основана на нескольких основных правилах шахмат, и она могла только «задуматься» за два хода вперед. Чтобы выразить это в контексте, Гарри Каспаров, который считается одним из лучших игроков в мире, заявил, что он обычно вычисляет от трех до пяти ходов вперед, но может смотреть вперед до 12 или 14 ходов, в зависимости от ситуации.