Эти два слова мечтают однажды услышать родственники всех пропавших людей. Ради них работает и поисково-спасательный отряд, о буднях которого мы сегодня расскажем.
НАЙДЕН. ЖИВ. Эти два слова мечтают однажды услышать родственники всех пропавших людей. Ради них работает и поисково-спасательный отряд, о буднях которого мы сегодня расскажем. Участие в поисках человека принял наш корреспондент.
ВСТАЛИ, СОБРАЛИСЬ И ПОЕХАЛИ
Около 7 часов вечера. Погода пасмурная. Поднимается сильный ветер. Люди в желтых жилетах собираются около магазина. Сейчас они обсудят план местности. Среди присутствующих только девушки, но разобраться с картой им не составляет труда. Они здесь, чтобы начать поиски. Сегодня ищут 51-летнего человека. Мужчина вышел из дома неделю назад. Больше его никто не видел.
Сейчас девушки разделятся на команды, разберут ориентировки и начнут прочесывать местность. Все они – члены поисково-спасательного отряда имени Дамира Сагдеева, того самого мальчика двух лет, которого всей республикой искали два месяца назад. К сожалению, чуда не произошло, тело мальчика обнаружили в реке. После трагедии ребята решили во что бы то ни стало организовать поисково-спасательный отряд. Чтобы больше никогда не было поздно. Я здесь, чтобы в перерывах поговорить с их руководителем Светланой Пантелеевой и рассказать вам о нелёгкой работе, за которую им никто не платит.
– Это были мои первые поиски, – вспоминает Светлана Пантелеева ситуацию с Дамиром, – началось с того, что наткнулась в социальных сетях на объявление: потерялся ребёнок! Когда я увидела, что малышу всего два года, в моей голове помутнение было… Я просто встала, собралась и поехала.
Встали, собрались и поехали тогда две тысячи человек. Все эти люди – и профессионалы, и обычные неравнодушные жители республики - прочесывали местность четверо суток.
– Я подходила, стоит машина. Они мне: «ты на поиски?», я говорю: «да». Садилась и ехала. Куда ехала, с кем ехала? Желание найти ребёнка живым перебарывало все страхи. Мы вообще не думали о сне и еде.
Добровольцы просматривали лес, выворачивали мусорки и даже вламывались в дома. Местные жители потом еще долго писали заявления в полицию на тех, кто искал.
– Как бы это печально ни звучало, именно этот случай меня подтолкнул на создание отряда. У меня у самой четверо племянников, и я даже представить не могу, если, не дай бог, у меня кто-то потеряется. Это очень страшно, когда дети теряются. Мне бы не хотелось, чтобы такие случаи повторялись.
А ещё за время работы стало понятно, что необходимо сделать поиски более организованными. Именно поэтому Света решила создать свой поисковый отряд.
– Я не смогла пройти мимо этого горя. Важно соединить вокруг себя людей, которым не безразлична чужая беда, тех, кто может откликнуться в любое время.
КОГДА НЕТ ПУТИ НАЗАД
Отряд начался с группы в соцсети. Здесь собирались все неравнодушные. Первое время Света записывала каждое слово. В её блокноте порядка 100 имен и телефонов. Еще 400 анкет - в социальных сетях.
– Все же были на эмоциях. Но шло время, и половина людей ушли. Они успокоились, на этом их рвение закончилось. Сейчас в отряде всего 17 человек.
17 человек – это основа поискового отряда. Те люди, на которых действительно можно положиться. Те, которые могут броситься на помощь в любое время. Вот и сейчас они участвуют в поисках. Интересно, что в основном это девушки. И это не значит, что команда не принимает мужчин. Просто, говорит Светлана, пока вновь прибывшие надолго не задерживаются. А кто же самые стойкие, и зачем им поиски? Запомните эти лица.
Балжима Пинтаева, учитель бурятского языка и литературы:
– В поисковый отряд я пришла в мае. Долго сомневалась, вступать в отряд или нет. Перешагнув через сомнения, решила попробовать. Я поняла, что люди, у которых пропадают близкие и родные, остаются один на один с бедой. И помощи ждать им не от кого.
Мой первый поиск был в Иволге. Искали дедушку, который до сих пор не найден. Удивили волонтеры, они круглосуточно готовы искать, жертвуя и временем, и силами.
Туяна Бальчинова:
– Раньше я и не думала вступать в волонтеры. Все началось с поисков Дамира. Все мы надеялись, что найдем его живым. Очень сильно потрясла новость о его гибели. С тех пор я состою в добровольческом отряде по поиску пропавших без вести.
Оюна Бабуева:
– Перед тем как вступить в отряд, долго думала. Потому что прекрасно знала, что это не просто в группу в социальных сетях добавиться и забыть. Это огромная ответственность. Да, это добровольно. Но подписывая этот «негласный» договор, понимала, что уже не смогу сделать шаг назад, бросить и уйти.
А пришла в отряд, потому что трагическая история с Дамиром не просто затронула, а как будто ударила в грудь. Было больно. Больно, что огромное количество людей не смогли… Больно, что совсем крошечный ребенок… Больно, что просто не успели…
Я просто хочу, чтобы такого не было. Чтобы мы были вовремя и рядом.
Алена Ткачук, заместитель руководителя отряда, в декретном отпуске:
– В основе волонтерского движения лежит старый, как мир, принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Поэтому к мысли о волонтерстве рано или поздно приходят те, кто чувствует внутреннюю потребность быть нужным. А волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность, самоуважение, удовлетворение от работы и результатов деятельности.
Я пришла в отряд по воле души и зову сердца. Помогать людям и хоть на капельку сделать мир лучше.
Анастасия Наталенко:
– В отряд пришла с момента его основания после первых поисков в своей жизни. Просто осознала, что это то, что мне необходимо. Что я могу чем-то быть полезна. Могу помогать людям. Начиная с момента знакомства с отрядом, я поняла, что сделала верный выбор. Ведь в отряде все люди с открытым сердцем, чистыми мотивами и желанием помогать. Впереди у нас длинный путь, нам нужно многому учиться, но я верю, что мы всё сможем и у нас всё получится.
БЕЗ ПРАВА НА ОТДЫХ
Стал волонтёром – будь всегда на связи. Эти девушки реагируют на малейший сигнал телефона. Вот и сейчас, во время поисков, одной из них приходит СМС-ка. Срочно хватает мобильник. Но нет, на этот раз обошлось.
А как вообще построена работа добровольцев? Как мы узнали, кого нужно искать именно в этот момент? Светлана рассказала, что о пропавших им сообщают в дежурной части полиции. После всю информацию ребята сразу же размещают в социальных сетях. Там же решают, когда выходить на поиски. Если речь идёт о ребёнке, инвалиде или пожилом человеке, выезжают сразу, даже глубокой ночью.
При этом отряд отрабатывает все ориентировки. Главная задача – прочесать местность, в которой последний раз видели пропавшего. Нужно опросить всех прохожих и расклеить ориентировки на каждом столбу, что мы и делаем в этот день. При мне девушки, такие же, как я, бесстрашно обходят гаражи, спускаются в подвалы, залезают в кусты. Пропавший может быть где угодно.
ОНИ – НЕ ОДНИ
Но чтобы поиски проходили эффективно, нужно постоянно учиться. Больше месяца улан-удэнские поисковики вели переговоры с поисковым отрядом Кости Долгова из Читы.
Семилетний мальчик пропал 15 апреля 2014 года в Забайкалье в лесу, по пути с фермерского подворья. Его искали двое суток более 700 человек. Тело ребёнка нашли слишком поздно: Костя не пережил ночь и умер от переохлаждения. Позже скажут, что поиски были плохо спланированы, а виновные в трагедии понесут наказание. Так обычные волонтёры поняли: иногда надеяться можно только на себя.
Читинскому отряду уже четыре года. Зная о том, что произошло в соседнем регионе, они дали своё согласие и приехали. Здесь ребята делились своим немалым опытом. А уже в середине июля наш отряд вылетает на новую учёбу, на этот раз в Грозный. Там открылся большой обучающий центр. Деньги на пролёт и обучение выделил добровольцам Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям. На свои поисковые будни же средства волонтёрам приходится искать самим.
Добровольцы скидываются на экипировку. Жилеты, фонари, рации – все на свои деньги. Иногда помогают друзья: кто бумагу привезет, кто краску для принтера. Вот даже печать на жилетах бесплатно сделали. Отзываются и совершенно незнакомые люди.
– Бывает, в группу поступают такие сообщения: «У меня нет времени помогать, могу я вам фонарик купить, привезти?».
Ребята принимают любую помощь.
Сейчас работа в отряде у волонтёров занимает всё свободное время. А самой Светлане и вовсе пришлось уволиться с прежней работы. Начальник не поддержал рвение девушки круглосуточно решать вопросы с пропавшими.
– Мне кажется, я всю жизнь хотела именно этим заниматься, просто не могла найти себя. Создав отряд, поняла – это моё. Я не знаю, как это выразить словами, не могу их подобрать.
Мы говорили со Светланой урывками, дело - прежде всего. Прочёсывать местность оказалось очень нелегко. А вскоре начался дождь: пришлось резко сужать круг поисков. За несколько часов нам удалось получить наводку только от ребёнка. Мальчик сказал, что видел человека, похожего на мужчину с нашей ориентировки. Уже что-то. По рации Света договорилась с другими девушками о месте встречи. На сегодня всё. Завтра новый день, поиски продолжатся, но будут и новые. А быть может, звонок поступит уже сегодня…
– У меня предчувствие, что ночью будет вызов. А оно меня еще ни разу не подводило.
Адрес группы отряда в Вконтакте: https://vk.com/pso_uu
Телефон руководителя отряда: 8 (902) 563-04-30
Иcточник : arigus.tv