Несмотря на то, что сам факт перехода к типовой микрорайонной застройке в 60-е годы был неверным, нужно признать, что социально-демографическое планирование было на высоте. Само по себе строительство "хрущевок", которые сейчас принято ругать, нельзя признать совершенно ужасным опытом. После войны с притоком населения в полуразрушенные города был таким, что жилья в Ленинграде хватало только на 1/3 даже по весьма скромной санитарной норме на человека в 12 кв.м.
Архитекторам того времени удалось соблюсти высоту, достаточно быстро возвести множество зеленых районов, куда люди переехали из коммуналок и бараков.
Давайте посмотрим на текст академика архитектуры Наумова к аннотации генплана Ленинграда в редакции 60-х годов.
Особого внимания требуют вопросы организации жилых комплексов с учетом удобного расселения семей, различных по численному и возрастному составу, а также расположения сети культурно-бытовых зданий, исходя из удобных радиусов обслуживания. Не менее важны проблемы озеленения, инженерного оборудования и благоустройства территории, транспортных связей, удобных проездов к жилым и общественным зданиям, безопасности пешеходного и велосипедного движения, изоляции от шума, создания спокойной зоны для отдыха.
По проекту генерального плана предусматривается создание вокруг плотно застроенного пятна сложившейся городской селитьбы новых жилых районов, слагающихся из крупных комплексов, свободно расположенных среди обширных зеленых пространств.
Организация жилого сектора Ленинграда выкристаллизовалась в стройную систему, состоящую из следующих структурных элементов: планировочного района в границах естественных и искусственных рубежей, жилого района и жилого микрорайона.
Наиболее целесообразным признано образование сравнительно крупных жилых районов, взаимосвязанных с общей структурой всего планировочного района, что обеспечивает органическое развитие общего плана города, достаточно равномерное размещение всех видов обслуживания, а также позволяет создавать значительные градостроительные композиции. Новые жилые районы Ленинграда охватывают территории в пределах 500 га с численностью населения 50—100 тыс. чел.
Общая структура жилого района во многом определяется рядом новых положений.
В первую очередь организация жилых районов должна основываться на демографическом расчете населения, который позволит установить возрастные группы, соотношения различных по численности семейств и, таким образом, подойти более правильно к номенклатуре жилых домов, к организации сетей обслуживания, отдыха и спорта, а также к функциональному и нормативному использованию территорий.
Для обеспечения удобных условий проживания и формирования жилых районов, как полноценных архитектурных ансамблей, должны также учитываться определенные требования.
К их числу следует отнести: необходимость посемейного заселения квартир, образование широко развитой и строго дифференцированной системы обслуживания, всемерное развитие озеленения как средства оздоровления микроклимата и организации отдыха различных возрастных групп населения, дифференциацию улиц по их назначению и использованию, четкое выявление нового функционального содержания жилого микрорайона.
Все эти положения, как и другие, связанные с решением архитектурно-планировочных задач, наиболее последовательно могут быть реализованы в условиях массового строительства на свободных территориях при комплексном рассмотрении всех вопросов и проведении определенных градостроительных мероприятий.
Организация новых жилых районов на основе формирования микрорайонов является одной из наиболее прогрессивных идей градостроительства.
Принцип микрорайонирования дает возможность широко применять типовые дома, внедрять в систему застройки элементы природы и обеспечить всестороннее обслуживание населения, а также создать новый облик жилого образования, созвучного нашему времени.
Практически площадь проектируемых микрорайонов чрезвычайно разнообразна. В ленинградской практике осуществляется тенденция к укрупнению микрорайонов до пределов, диктуемых пешеходной доступностью остановок общественного транспорта (не более 500 м по пути движения).
В крупных микрорайонах создаются условия для образования значительного по величине внутримикрорайонного сада, увеличивается число предприятий обслуживания, благодаря удаленности от транспортных путей обеспечиваются спокойные условия для проживания, расширяются возможности применения более гибких приемов планировки и застройки.
В результате увеличения размеров микрорайона сокращается протяженность городских проездов, уменьшаются расходы по их благоустройству и инженерному оборудованию.
Для проектов новых жилых районов Ленинграда характерно использование под один микрорайон всей межмагистральной территории.
Наиболее ярко эти положения иллюстрируют проекты микрорайонов: а) на территории западнее Варшавской линии железной дороги площадью 52 га, б) в северо-западной части Васильевского острова площадью 73,4 га и в) в районе Дачного площадью 113 га.
В решении этих микрорайонов применены два основных приема: а) по бесквартальной системе, единым массивом, без жилых улиц, с устройством только местных внутримикро-районных проездов; б) в виде группы кварталов с ограничивающими их жилыми улицами.
При различных приемах решения микрорайонов территория их четко членится по функциональному признаку, выделяются зоны: жилые, детских учреждений, зеленая, физкультурная, коммунальная.
Жилая зона, как правило, примыкает к городским коммуникациям и отделяется от транспортно-напряженных магистралей зелеными полосами шириной 15—50 м. Жилые дома объединяются в группы, образующие систему полузамкнутых пространств, раскрытых или в сторону улицы, или в глубину территорий; наряду с групповым размещением широко применяется строчная застройка.
Зеленые зоны концентрируются в центре микрорайона, иногда же равномерно размещаются среди жилых зон. Однако предпочтение отдается укрупненным садам, компактная конфигурация которых позволяет лучше организовать отдых и спортивные устройства.
Внутримикрорайонные сады органически объединяются с жилыми территориями, что обеспечивает максимально возможное приближение зеленых насаждений к жилью и создает наиболее благоприятные условия для жизни и отдыха населения.
Надо отметить, что при строительстве этих садов возникают некоторые затруднения. В связи с тем что они не включаются в общие сметы, их создание будет запаздывать по сравнению со сдачей в эксплуатацию жилых домов.
В непосредственной близости к внутримикрорайонному саду располагаются участки школ и детских учреждений.
В самостоятельные зоны выделяются коммунально-хозяйственные устройства.
Предприятия повседневного обслуживания размещаются в микрорайонах достаточно равномерно в пределах удобной пешеходной доступности. При организации системы обслуживания отдается предпочтение специализированным отдельно стоящим зданиям.
Как правило, во всех проектах микрорайонов предусматривается минимальное количество въездов и выездов, что дает возможность обеспечить свободную циркуляцию транспортных потоков, возникающих в пределах района. Сквозные проезды, вызывающие проникновение транзитного транспорта на территорию микрорайона, не допускаются. Внутриквартальные проезды к зданиям используются для построечного транспорта в период строительства, а затем для транспортного и пешеходного движения.
Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.