Наступает пора отпусков и у меня назрел актуальный материал, а именно - автомобильный туризм. Если постараться, в интернете можно найти множество шаблонных статей на тему легкового дальнобоя, но я не буду в тысячу первый раз описывать, что надо проверить масло или давление в шинах. В этом материале сконцентрируемся на безопасности в дороге, с момента, когда вы отпустили сцепление\перевели рычаг в D у дома, до момента, когда вы выключили передачу\перевели рычаг в P у места отдыха.
Туризм на автомобиле бывает очень и очень разный. Давайте грубо разделим его на две категории - ближний и дальний, а каждую из этих категорий разделим на палаточную и гостиничную. Какая, казалось бы разница между последними? Она есть - обо всем по порядку. Итак, что есть ближний туризм? Ближним назовём поездку, которую можно осуществить в течение одного долгого летнего светового дня, без ночевки в пути. В зависимости от загруженности выбранной дороги это 700-1000 км. Дальний туризм предполагает ночевку в дороге. Мой опыт показывает, что расстояние больше 1000 без ночевки преодолеваются тяжело, хотя пару раз в юные годы мы и пролетали 1300 км за 16 часов, но это со спичками в глазах и на кофеине. Так ездить не нужно, история знает множество плохих концов таких поездок. Итак, с расстоянием определились, теперь определимся с разницей между гостиничным туризмом и палаточным. При движении от дома до гостиницы, мы берём только одежду, купальники и базовые вещи первой необходимости. Груз в этом случае редко превышает 15 кг на человека. То есть гостиничный туризм - поездка налегке. Сумки в багажник и поехали. Палаточный турист везёт сильно больше. Палатка, стол, стулья, лавки, посуда, хозяйственные вещи, одежда, рыбалка, газовый баллон, если надолго... Таким образом машина превращается в тяжелый и тщательно упакованный грузовик.
Начнём с гостиничного ближнего туризма. Если вы планируете проехать путь за один день, я рекомендую начать его пораньше,чтобы гарантированно уложиться в светлое время. Даже если подъем в 5 утра кажется вам тяжелым, поверьте, вас быстро раскачает дневной свет, завтрак и ожидание поездки, и это будет легче, нежели вы будете двенадцатый час подряд в темноте с красными глазами вглядываться в дорогу, морщась от неотрегулированных фар очередного КамАЗа, с мыслью «осталось 80 км, уже почти, уже скоро».
Если вас в машине четверо и сумки, и вы не ездите так каждый день, имейте в виду, что загруженная машина изменяется в части управления и, немного, в части торможения. Прежде чем выйти на «эшелон» прислушайтесь к машине на поворотах и неровностях, почувствуйте, что именно изменилось. Однозначно описать эти изменения для всех машин нельзя. Жесткие становятся плавными и мягкими, мягкие становятся прыгучими и у них легче пробивается подвеска, словом вам нужно привыкнуть к загруженной машине. Банальная, казалось бы вещь, но позитивный настрой влияет на безопасность. Поставьте цель получать удовольствие от каждой минуты и не рисуйте в голове сразу конечную точку в тысяче километров, она будет приближаться предательски медленно. Если в вашей компании есть женщины (или одни они и есть), готовьтесь останавливаться часто. Редкая женщина не начинает искать приличную заправку с туалетом через 150 км. Если же вы все суровые, целенаправленные мужики, все равно останавливайтесь раз 250-300 км, просто размять кости и подышать воздухом. Со стороны может показаться, что загородная поездка по полупустой дороге, безопаснее чем ежедневная поездка на работу в мегаполисе. Отчасти, это правда но есть, пожалуй, один самый важный момент, который чаще всего приводит к печальным последствиям в дальних поездках. Это обгон.
Большинство российских дорог (по сути все, кроме Минки и М4) имеют по одной полосе в каждую сторону. Дорога - место общее и по ней едут как резвые легковушки, так и медленные тяжелые грузовики. Когда есть по две полосы в каждую сторону, проблем нет, медленные справа, быстрые слева. А вот когда полоса одна, обгоны неизбежны. Часто водители, ездящие преимущественно в большом городе, просчитывать обгоны не умеют, банально нет такого опыта, в городе негде обгонять. Важно понимать, что даже если вы не боитесь давить в пол со светофора, это не одно и тоже, ведь в городе вам навстречу не едет 40-тонный Камаз с арбузами. Если вы не уверены в правильности просчетов, то при первых ситуациях, требующих обгона, не обгоняйте, а смоделируйте их. Мысленно начните обгон, посчитайте, через сколько секунд встречная машина подъехала к обгоняемому. Если менее 15 секунд - от такого обгона лучше отказаться. Даже если у вас мощная машина (турбоваг, Инфинити 3,5 литра или даже может турбодизельный паровоз типа вольво ХС70), на обгон фуры, едущей 60 км/ч вам потребуется как минимум 10 секунд. Секунду коробка (или вы сами, в случае с механикой) будет включать пониженную передачу, 3-4 секунды даже мощная машина набирает 60-100. Две секунды надо на возврат в свою полосу. И это все в идеальных условиях. А если перед фурой окажется ползущая вплотную газель, перед которой надо втиснуться? Для этого придется тормозить на встречке, что займёт ещё 2-3 секунды. И так далее. Помните, у вас увеселительная поездка, вам не нужны негативные эмоции. Старайтесь не обгонять на грани. Если же мы говорим про стандартные атмосферные машины 1,4-1,6, то на них обгон с грузом может занять до полуминуты. Не рискуйте понапрасну, вы не так много времени теряете, когда едете за медленным грузовиком. И вы это поймёте, когда заедете на очередную заправку, и увидите на дороге фуру, которую вы вроде бы уже давно обогнали с трудом, буквально через три минуты.
Перейдём к палаточном туризму. Здесь принцип подготовки к поездке похож, с поправкой лишь на то, что машина тяжелее на 400-500 кг. Первое: поведение машины изменяется _существенно_. Если вам с четырьмя пассажирами казалось, что она едет по-другому, то тут она едет совсем-совсем по-другому, а главное, она хуже тормозит. В пассажирском варианте это не так заметно, с большим грузом это чувствуется очень сильно. Поэтому я рекомендую ехать с большей дистанцией, обгонять только при хорошем обзоре вперёд, чтобы не пришлось втискиваться или резко тормозить, этот манёвр может пройти не так, как вам хотелось бы. Кроме того, будучи серьезно загруженной, даже мощная машина разгоняется медленнее, чем вы привыкли. Таким образом, несмотря на мощность и размеры авто, готовимся к изменениям как тормозной, так и разгонной динамики. Второе, что касается загрузки машины. Грузим тяжелое вниз, а легкое вверх, чтобы не поднимать центр тяжести. Укладываем так, чтобы не было зазоров и не было объектов, которые могут летать по салону. Если едет посуда, потратьте время и проложите её тряпками, если она будет греметь, она сократит вам нервов столько же, сколько километров вы собираетесь проехать. Также, если вы не имеете опыта езды на автофургонах или «каблучках», и используете центральное зеркало для оценки дорожной ситуации, я рекомендую грузить машину так, чтобы в этом зеркале оставался нормальный обзор. Ещё один момент, когда вы грузите машину по полной, запаска у вас становится недосягаема. Я рекомендую вынуть насос/компрессор и положить сверху, а также купить набор жгутов. Чаще всего ловятся саморезы во внешнюю плоскость покрышки. В этом случае воткнуть жгут и накачать колесо будет проще, чем вынимать все из багажника и доставать запаску. Во-первых вы всё так, как дома уже не уложите, во-вторых куда-то надо будет деть спущенное колесо, и на место запаски оно может и не уместиться.
Также, в доступной зоне рекомендую держать канистру с водой, помыть руки, умыться.
Теперь перейдём к дальнему туризму. Наша страна большая и часто мы едем на полторы, две и даже больше тысяч километров. Популярные примеры: Москва-Сочи - 1700, Москва-Ялта - 1850, Москва-Астрахань 1500, Питер-Геленджик 2300 и так далее. Люди и с Урала и с Севера на Чёрное море ездят. Особенность такой поездки - ночёвка. Если вы готовы немного потратиться и остановится на ночь в придорожной гостинице, можно дальше не читать, вы поступаете максимально правильно. Рассмотрим ситуацию, когда вы ночуете в машине. Первое, и самое главное. Никаких ночёвок на обочине. Хоть с аварийкой, хоть с габаритами, хоть со знаком. Если у фуры лопнет правое колесо, то даже видя вашу аварийку, ее водитель ничего сделать не сможет. Если едем в одну машину, ищем площадки, где ночуют дальнобойщики, там безопасно, как правило есть кафе и туалеты. Если же вы едете колонной, можно найти уединённую площадку, или, если не получается, то свернуть на любую сельскую дорогу, по которой на большой скорости никто не ездит. Аккуратнее с грунтом, если ночью пойдёт дождь, вы рискуете утром не выехать. Если вы едете вчетвером, спать в машине тяжеловато, а лучше всех должен спать тот, кто утром сядет за руль. Ему лучше всего сесть/лечь на переднее пассажирское сиденье и разложить его максимально возможно. Если же вы едете вдвоём, но сзади у вас груз, я рекомендую ещё на этапе погрузки учесть надобность разложения правого сиденья и разместить там что-то убираемое быстро и легко. Ночью зеркало не нужно, можно закидать под крышу. Самое лучшее время для сна с часу-двух ночи до рассвета. Выезжать лучше в момент, когда стало достаточно светло для езды без фар, может быть даже тогда, когда солнечный диск уже показался, т.к серое предрассветное небо - самое тяжёлое испытание для уставшего водителя. Летом это обычно 4-5 утра в зависимости от широты и долготы.
Отдельное внимание следует уделить пассивной безопасности. Обязательно все должны быть пристегнуты, включая задних пассажиров и детей. Я часто слышу о том, что ребёнок капризничает в кресле, ему надо ползать и т.п. Я не буду описывать все возможные последствия, все здравомыслящие люди могут представить их сами. Я лишь скажу, что любой водитель, может быть по стечению обстоятельств виноват в ерундовом ДТП, где в случае поломки железа, ему светит максимум штраф. А в случае, если в ерундовом ДТП, в результате, скажем, съезда в кювет, будет погибший или пострадавший пассажир, это повлечёт уголовную ответственность. Это точно не то, чего вы ждёте от отпуска.
Подведём итог. Автомобильная поездка - это не гонка со временем, а приятное приключение с момента выезда из ворот, до момента въезда в них. Не спешите и не ставьте длинных целей. Я ставлю на навигаторе отрезки до ключевых точек, плановых заправок и т.п. Делите цель на отрезки. Также, не думайте, что можно проезжать 100 км в час. Это возможно на МКАДе в 3 часа ночи, или на М4 до Воронежа в ноябре. По остальным дорогам страны хороший показатель 80-85 км/ч. Даже если вы будете жать 140 в отдельных местах, упор на минуту в медленную фуру будет убивать результаты этой гонки, при этом вы будете быстрее уставать, сжигать в 1,5 раза больше топлива и больше рисковать. Обгоняйте спокойно и не на волоске, ведь кроме встречных тяжелых и железных фур, последние метры прерывистой разметки стережёт ДПС, а это почти наверняка лишение. Вам точно не нужно так себе портить настроение в отпуске. Ещё я рекомендую иметь под рукой аэрозольный очиститель стёкол и большую тряпку для протирки стекла. Летом оно быстро забивается мухами, дворники все размазывают и делают только хуже, самое надежное протирать его на остановках.
Ещё раз скажу: следите, чтобы все были пристегнуты, а все крупные и опасные объекты закреплены, ведь большую часть пути у вас будет не городская скорость. Остаются банальные советы, типа проверки давления в шинах или уровня масла в моторе. Но их вы найдёте в других статьях.
Желаю вам приятных летних поездок и безопасных дорог!