Или как не стать заложником путеводителя.
Если вы читали первую часть этого творения, то уже знаете о местах, где каждый турист побывает в первую свою поездку. Без этого обойтись сложно.
Ниже же о тех достопримечательностях, которые в обилии распутных женщин и церквей можно пропустить. Но мы туристы дотошные, забрались много куда. И вам расскажем не зависти ради, а рекомендации для.
Как же мы любим кошек. Ежедневно в Амстердаме думали о том, что нужно было все-таки взять с собой нашу полосатую жируху. Но так как хвостато-усатая Худякова осталась в России, пришлось замещать. Поэтому мы и отправились сначала в музей кошек, а потом на знаменитую кошачью баржу.
Музей кошек, или как его официально называют Cat cabinet очень похож на Инстаграм: очень много фотографий с котиками. Вход в него стоит 5 евро, но еще десятку вы рискуете оставить в сувенирной лавке. Но отличный бонус - наличие бесплатного туалета.
Для себя же в нескольких комнатах на двух этажах мы нашли кучу плакатов и фотографий разных эпох с рыжими и черными, гладкими и пушистыми, дворовыми и породистыми кошками. Здесь представлено отражение мурчащих в живописи, архитектуре, истории, кинематографии и даже мебели (шкафы и шкатулки в виде кошек). Помимо нас по музею прогуливалась пара из Франции и парень из Португалии, поэтому атмосфера была очень тихая и домашняя. Еще приятнее стало, когда на столе одной из комнат мы увидели Его...
После изучения экспонатов можно выйти в сад, немного полюбоваться на тематические плакаты и посидеть на кованных лавочках в теньке. В общем, проведете вы здесь не больше часа, но впоследствии будете вспоминать этот визит с неподдельной теплотой.
Вторым пунктом назначения стала Кошачья баржа, на местном De poezenboot.
Это приют и живет здесь порядка 50 котов и кошек, но постоянных жителей 14, всех остальных котов можно забрать домой. Во время нашего визита на лодке было немного обитателей. По всей видимости, разбирают их очень быстро.
Изначально это место не задумывалось как туристический аттракцион, но приобрело большую популярность. И на деньги, которые приносят четыре с половиной тысячи туристов год, покупаются корма и прочие аксессуары для многочисленных пушистых жителей этого судна. Фиксированной стоимости билета. Вы можете оставить столько, сколько посчитаете нужным. Или купить сувениры. Значки за 1 евро там премилейшие, мы с мужем не устояли.
Посетить музей можно в строго отведенные часы: в любой день кроме среды и воскресенья с 13:00 до 15:00. Запускают в порядке очереди по 4-5 человек, чтобы не допустить побега, очень внимательно нужно следить за дверьми.
Пожалуй, достаточно милостей. Возвращаемся в Амстердам. Пошлый и распутный. Шучу - нужно слишком хотеть покуралесить, чтобы увидеть город именно таким. Хотя неплохо оттянуться нам удалось в музее-пивоварне Heineken Experience.
Саму экскурсию ведут на английском языке молодые ребята, но можно скачать аудиогид на любом языке. И кстати, дают наушники (аж брендированные), что очень удобно для таких забывак, как я (на выставке Бенкси в Москве пришлось прикладывать телефон к уху).
Heineken Experience содержит множество исторических артефактов, фотографий из истории семьи Хейнекен, образцов продукции, наград и дипломов, интерактивных выставок и мультимедийных экспозиций, за что семья Хейникен получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Удалось даже подержать на ладошке Каннского льва. Когда еще я это сделаю?
Однако, большая часть развлечений на выставке, скорее всего, была придуманы людьми, которые сами любили выпить слишком много пива. Ведь здесь можно и помещать солод, и покрутить кранчики-вентели, и сделать именную бутылку. А потом ощутить себя бутылкой или пузырьком пены и пройти путь от брожения до попадания к потребителю. В интерактивных комнатах: настольный футбол и ФИФА на плейстейшене, кинотеатр и ди-джейский пульт, десяток тематических фотозон и симуляторов. И апогей этого - настоящий бар с музыкой, где непринужденно начинают общаться все посетители выставки и использовать две свои дегустации. Но и здесь не обошлось без интерактива. конкурс барменов!
Ну и как у всех музеев и выставок, выход у Heineken Experience через сувенирную лавку. В ней весь мерч, который только возможен: от коллекционных бутылок до зимних шапок. Все очень качественное - купить хочется каждую мелочь. Хорошо, мужчина-скептик был рядом.
А вообще, за все маркетинговые ходы пиарщикам фабрики огромный респектосище.
Ровно такой же огромнейший, какой отправляется продвиженцам футбольного клуба "Аякс". На их домашний стадион очень хотел муж, так как давно увлекается футболом. А тут еще и чемпионат мира, все охвачены этой лихорадкой. Отправились из центра пешком.
7 километров дались непросто, но зато мы посмотрели очень разный Амстердам, отличный от того, который в центре: и дома на воде, и кирпичные многоэтажки, и дома из стекла и бетона. И вот именно в таких районах все очарование столицы Нидерландов пропадает. Она превращается из пряничного королевства в обычные каменные джунгли, которые заботливо прячут от глаз туристов.
Пеший поход открыл также пару интересных лавочек. Одна из них - Amsterdam Duck Store. Да, это магазин резиновых уток, которые стали символом Амстердама. Мы себе прикупили одну, почти обычную, но ассортимент там огромный: хотите-Трампа, хотите-Тутанхамона. Более 100 различных моделей. Намного больше и качественнее того, что в сувенирных палатках. Цены, конечно, чуть выше, но оно того стоит.
С уткой в руках и уставшими ногами, отведавши мороженое в Макдональдсе (в центральных туалеты платные, а вот в более удаленных макдаках в уборную комнату можно сходить бесплатно) мы дошли до святая святых голландского футбола.
Стоит прогулка по стадиону, названному в честь легендарного игрока Йохана Кройфа, 15 евро. Но можно сэкономить полтора евро и здесь, купив билеты на официальном сайте или же по уже знакомым нам скидочным купонам из гостиницы.
Экскурсия отправляется каждые полчаса или после сбора группы не менее 10 человек. Нам повезло, мы подошли за 5 минут до старта. Ведется рассказ на двух языках. Однако если в группе большинство англоговорящих, то немцев отправляют либо с отдельным гидом, либо интересуются у них знанием английского.
Вначале нас отводят в гостевую раздевалку, рассказывают о командах, которые играли на стадионе (а список там ой какой приличный) затем в коридор, по которому футболисты выходят на игры. И вот оно, чувство необъятного - мы выходим на поле. Но оно не как в моих мечтах - зеленое, а прикрытое металлическими пластинами: в несезон здесь проводят концерты (еще одна часть истории стадиона - здесь выступали все мировые звезды) и конференции. Но от этого стадион не становится меньше.
Нам разрешают побродить по трибунам (пол на них липкий, как в дешевой пивной), посидеть на вип-местах и в кабинке комментаторов, а затем провожают в пресс-комнату, где рассказывают о нынешних делах в Аяксе. Муж начинает переживать, что мы не попадем в домашнюю раздевалку, ведь он видел у Картавого ника, что пускают. Но нет, мы спускаемся по белоснежным коридорам и попадаем в комнату с огромным столом посередине и именными креслами по периметру. Конечно, жалко, что без футболок.
Закончилось путешествие в музее, где среди артефактов - золотая бутса кого-то, первая игровая футболка чья-то, кубки за что-то. Муж восхищался. Но еще больше восхищался, когда в сувенирной лавке (где выбор мерча не меньше, чем на пивной фабрике) получил именную адидасовскую игровую футболку "Аякса". Девочки, вот через что лежит путь к сердцу мужчины.
На следующий день путь наш лежал по воде. А отправились мы на бесплатном пароме в институт кино EYE. Великолепнейшее белоснежное здание, которое местные называют "чайкой" рядом со знаменитой высоткой и смотровой площадкой A’DAM Lookout. Мы подниматься не стали - пожалели финансов и времени. Да и Амстердам неплохо посмотрели с крыши NEMO. А забираться на качели для тех, кто мечтает о паре седых волос и вовсе желания не было.
Сам институт новый (открыт в 2012 году), белый, очень приятный. Что немаловажно в центре города - с бесплатным туалетом.
Первый этаж доступен всем желающим бесплатно. Тут находятся точки доступа к архиву EYE, многофункциональная игровая площадка, музеи истории кино, интерактивные площадки, магазинчик с интересными книгами о кино, постерами и открытками, рестораны и кафе. На втором этаже имеется 4 зала, в которых в общем умещается 640 зрителей, здесь проходят показы современного и не очень кино. Здесь же 1200 кв. метров выставочных площадей. Можно набрести на выставку или перфоманс. Мы же побродили только по первому этажу, все посмотрели, все потрогали и отправились дальше.
Да что мы все о музеях, да о достопримечательностях. Рынки в Амстердаме - это одна большая история города. Мы побывали на трех. Каждый - со своим характером.
Книжный рынок рядом с The American Book Center. Здесь есть все от комиксов 70-х годов до книги "Элвис Пресли-король Бельгии", включая старинные книги 1850-х, открытки, раритетные фотографии и тропических насекомых в рамках.
Атмосфера на рынке - как во дворе во времена СССР (примерно так я представляю этот период: пожилые продавцы жуют яблоки, играют в шахматы и просто болтают. За товаром не следит никто, а деньги за покупку принимают, не вставая с кресла, вытирая о фартук руки, секунду назад державшие куриную ножку. Максимально атмосферно.
Рынок номер 2 расположился совсем недалеко: плавучий цветочный рынок Bloemenmarkt, что на канале Singel между площадями Muntplein и Koningsplein. Судя по туристическим справочникам, в сезон цветов весь он усыпан живыми цветами. Но приехали мы в период, когда от тюльпанов остались деревянные заменители, поэтому прошлись по рынку в поисках дешевых сувениров.
Магниты, брелки, луковицы тюльпанов здесь явно дешевле, чем в магазинах и палатках. Поэтому набрали мы от души. Можно ли провозить цветы через границу? По правилам фитосанитарного контроля, в большинство стран семена, клубни, луковицы ввозить нельзя. Но у нас вопросов на границе по содержимому багажа не возникло. Единственное что, каннабис (на рынке вы легко можете купить наборы для начинающих взращивателей конопли) и прочие сувениры с веселым трехлистником на упаковке все-таки везти на матушку-Россию не стоит.
И, наконец, рынок Albert Cuyp рядом с еврейским кварталом. Это именно тот тип рынков, которые привычны жителям российской периферии. Палатки с сыром и вафлями перемежаются лотками с "ультрамодной" одеждой производства Китай, бытовой химией, электронными приспособлениями и дешевыми сувенирами. Цены на несколько центов ниже общегородских, атмосфера сжатая и неприятная (здесь я впервые в Амстердаме перевесила рюкзак на живот), а количество русскоговорящих посетителей слишком большое, самое большое, которое я встречала за всю неделю пребывания.
Мы же за все время пребывания покупали продукты (ужин, состоящий из местного пива, хлеба, сыра и колбасы был очень сытный и главное - бюджетный) в супермаркете Albert Heijn. Это сеть, раскинувшаяся по всей Голландии с приятными ценами. По уровню обслуживания и качеству продуктов - на уровне нашей "Пятерочки". Кстати, при покупке воды в пластиковой бутылке поверх стоимости, указанной в ценнике с вас возьмут 25 центов, которые вернутся, если вы принесете пустую бутылку обратно.
В супермаркете стоит покупать и сыр в подарок родным и близким. Это обойдется вам в полтора-два раза дешевле , чем в знаменитых сетевых лавочках "Сырной компании" и "Старого Амстердама" и уж тем более на сыроварнях при том же ассортименте . Бюджетным путешественникам сырные бутики только лишь для того, чтобы перекусить, ведь на полочках стоят нарезанные кусочки всевозможных видов с горчицей и джемом. Здесь вы не найдете меда. Голландцы считают сочетание сыра и меда гастрономическим извращением.