На днях был обнародован Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг». Этот документ регламентирует правила отказа физическим или юридическим лицам, обратившимся за получением государственной или муниципальной услуги. Так или иначе, практически каждый столкнётся с действием данного Федерального Закона, поэтому стоит рассмотреть его более детально.
Два отказа – вне закона?
Неужели чиновники теперь не смогут «вечно» отказывать каждый раз по новым причинам? Да! Это несомненно так! Новый Федеральный Закон направлен в первую очередь на то, чтобы «оградить» получателей государственных и муниципальных услуг от неправомерных отказов, каждый раз по новой причине.
Как говориться в тексте закона, теперь – «Установлен запрет на повторный отказ в предоставлении государственной услуги по основаниям, не указанным в первоначальном отказе». Говоря более простым языком, если при обращении в первый раз вам отказали к примеру, по причине отсутствии ксерокопии паспорта, то, когда вы совершите повторный визит устранив указанное несоответствие (приложив ксерокопию паспорта) – вам не может быть отказано по новой причине (к примеру, из-за отсутствия ксерокопии СНИЛСа).
Это нововведение облегчит людям процесс получения субсидий и иных выплат, для которых зачастую и необходимо собирать огромные пакеты документов, а после снова и снова доносить всё новые документы.
Также как не странно это выступит одним из элементов борьбы с коррупцией. Часто государственные и муниципальные служащие пользуясь своим служебным положением выдают постоянные отказы, ссылаясь на необходимость предоставить новые документы, затребование которых изначально произведено не было. Делается это с той лишь целью, чтобы уставший от бумажной волокиты человек предложил «договориться». Больше всего это распространено в сфере регистрации новых предприятий, где получение одного разрешения – может затянуться на срок от нескольких месяцев до полугода.
Важно: чтобы в последствии вы смогли доказать, что причиной отказа было к примеру отсутствие ксерокопии паспорта, и второго требования со СНИЛСом при первичном отказе заявлено не было – просите сформировать отказ в письменном, а не устном виде.
А если всё-таки откажут?
Несомненно, после вступления данного Федерального Закона в свою законную силу, которое произойдёт через девяносто дней (90 дней) после его опубликования (то есть - 21 октября 2018 года) – первое время тенденция с неправомерными отказами продолжиться. В случае если вы попадёте в такую ситуацию, на основании пункта 4 статьи 5 Федерального Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в случае действия или бездействия органов государственной или муниципальной власти вы имеете право обратиться с жалобой на такое решение в вышестоящую инстанцию. Либо если данное решение уже вступило в законную силу – обжаловать его в судебном порядке.
Важно: решить этот вопрос на уровне закона можно только жалобой либо в судебном порядке. Всё это отнимет уйму вашего времени, поэтому нашей рекомендацией в случае отказа будет распечатать нашу статью, и Федеральный Закон №204-ФЗ. С данными документами необходимо будет обратиться в организацию, отказавшую вам и сообщить её руководителю о возможной ответственности за нарушение положений Федерального Закона. После этого с 90% вероятностью нарушение будет устранено на месте, и вы получите ту государственную или муниципальную услугу за которой обратились ранее.