Найти тему
ОКНА МЕДИА

Окна Гауди: преломление света в пространстве. К 165-летию со дня рождения.

Оригинал статьи: https://www.oknamedia.ru/novosti/okna-gaudi-prelomlenie-sveta-v-prostranstve-k-165-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-46924

В 2017 году мир празднует 165 лет со дня рождения одного из самых ярких и необычных архитекторов мира – каталонца Антонио Гауди. Творивший в эпоху модерна, этот гений довел ключевые идеи стиля до абсолюта, породив ни с чем не сравнимые объекты архитектуры и ландшафтного дизайна. Окна Гауди – яркий пример узнаваемой детали мастера. Вспоминаем творения мастера в обзоре на портале ОКНА МЕДИА. 

фото: знаменитые "окна Гауди" в его Доме Бальо в Барселоне
фото: знаменитые "окна Гауди" в его Доме Бальо в Барселоне

Окна Гауди:  творить, слушая природу

фото: интерьер во Дворце Гэуль, построенном Гауди для своего главного мецената
фото: интерьер во Дворце Гэуль, построенном Гауди для своего главного мецената

Умение слышать природу было дано Гауди от рождения и предопределяло его гениальные конструкторские решения в архитектуре. Гауди родился в Испании в городке Реус 25 июня 1852 года. Сегодня здесь расположен музей мастера.

Среди открытий Гауди его работа с освещенностью пространства и эстетическими возможностями окон занимают особое место. Вопрос светодоступности Гауди решал не формально, а подобно древним мастерам, опираясь на подсказки природы. В связи с временем суток и расположением фасада зодчий выбирал размер и форму окна, преследуя цель впустить в здание максимальное количество света. Потрясающие световые решения реализованы в знаменитых Домах Бальо и Мила в Барселоне,  внутри собора Саграда Фамилиа и Крипте.

Выбор профессии для Антонио был неслучаен: предки Гауди были каменщиками и кузнецами. С малых лет Антонио мечтал приобщиться к прекрасному миру творения из камня. Уже в юности он с друзьями создает целый проект по восстановлению близлежащего монастыря с подробнейшим планом не только в архитектурной, но и финансовой части. Нужно сказать, что финансы удавались Гауди только в тех случаях, когда речь заходила о творчестве, создании новых удивительных зданий, объектов. Сам он жил весьма скромно, а в последние годы жизни оказался и вовсе в нищете: его гибель на 76 году жизни для неискушенных прохожих стала несчастным случаем, произошедшим с бедно одетым стариком, который по неосторожности попал под колеса трамвая, куда-то слишком спешив … 

фото: в Музее Гауди в Реусе представлены трехмерные модели его зданий, позволяющие увидеть, как "росли" творения мастера
фото: в Музее Гауди в Реусе представлены трехмерные модели его зданий, позволяющие увидеть, как "росли" творения мастера

А спешил Антонио Гауди на строительство своего главного детища Собора Искупления Святого Семейства, или Саграда Фамилия. Почти все время, отведенное ему на земле, Гауди проводил либо на стройке, либо за чертежами, впрочем, и сами чертежи он умудрялся создавать непосредственно на площадке, тут же их опробируя. Он действовал интуитивно: как средневековый ремесленник. Главной посылкой во всех творениях зодчего было слушать природу, вникать в ее логику, формы, которые она создала и использовать их в строительстве зданий.

Окна Гауди: модерн, дошедший до абсолюта

фото: колоннада в Парке Гэуль напоминает аллею заросших лианами древних деревьев
фото: колоннада в Парке Гэуль напоминает аллею заросших лианами древних деревьев

В архитектуре Гауди нет прямых углов. В ней присутствует эргономика – как в самой природе, бывшей главным ориентиром для архитектора. Округлые формы, обращение к мифу, обилие растительных и животных мотивов, окна в виде замочных скважин, полукружия чердачных окон – все эти детали характерны для домов эпохи модерна. 

фото: интерьер в стиле модерн в особняке С. Рябушинского в Москве, арх. Федор Шехтель
фото: интерьер в стиле модерн в особняке С. Рябушинского в Москве, арх. Федор Шехтель

Отличие Гауди от других состояло в полной бескомпромиссности, с которой он следовал изначальной идее. Если прочие архитекторы «надевали» орнаментальный каркас на давно привычную конструктивную форму – прямоугольник, то Гауди перерабатывал все строение полностью, сверху донизу, изнутри и снаружи, будто выворачивая его наизнанку и возвращая на место: начиная с конструкции и заканчивая декором. 

фото: уникальный "параболический" чердак в Доме Мила в Барселоне
фото: уникальный "параболический" чердак в Доме Мила в Барселоне

Наплывающие формы в оформлении фасадов зданий, параболические и геликоидные конструкции, рождающие множество извилистых изгибов принципиально уводили дом от обычной жесткой структуры параллелепипида к некой самодвижущейся «стихийной» форме, вырастающей из земли, подобно природному явлению – скале, дереву, устью реки. Гауди говорил, что все его конструктивные решения подсмотрены у природы и ему не приходится ничего выдумывать – только внимательно наблюдать. 

фото: "наплывающие" фасады из камня в Доме Бальо
фото: "наплывающие" фасады из камня в Доме Бальо

Сегодняшние идеи мастера находят самый восторженный прием у адептов «зеленой» архитектуры, где «врастание» в ландшафт – непременное условие грамотно сконструированной постройки. «Живая» судьба постройки, дыхание камня – все это присуще зданиям Гауди, которые вступают в самый настоящий диалог с прохожим и гостем, меняя свое лицо вместе со сменой точки зрения наблюдающего.

За свою жизнь Гауди создал не так уж много объектов, как по меркам сегодняшнего, так и по меркам прошлого дня: всего 18. Каждый из них – часть его жизни и души.  Они вырастали не только из земли, но и из сердца мастера. Стеклу, мозаике, керамике Гауди отводил особое место, как и вопросу взаимоотношений света и камня в архитектуре.

Дом Бальо 

фото: знаменитый Дом Бальо больше похож на сказочный дворец, нежели на обычную жилую постройку; слева рядом - дом Амелье
фото: знаменитый Дом Бальо больше похож на сказочный дворец, нежели на обычную жилую постройку; слева рядом - дом Амелье

Его Дом Бальо, прозванный барселонцами за некое сходство форм балконов с человеческими черепами «домом костей», создавался как реплика в споре с соседним модернистским шедевром – Домом Амалье. Но если Амалье представляет собой типичный объект стиля, где орнаментальный декор покрывает прямоугольник, то взгромоздившееся над асфальтом творение Гауди  - это почти живое существо. Уже здесь воплощены ведущие концептуальные идеи мастера: над черепичной крышей дома, напоминающей чешуйчатый хребет дракона поднимается Крест Св. Георгия – любимого святого архитектора.  Борьба света и тьмы, зла и добра занимала Гауди всю жизнь, и его здания были ответом на те поиски, что происходили в недрах его души. 

фото: балконы, из-за которых Дом Бальо прозвали Домом Черепов
фото: балконы, из-за которых Дом Бальо прозвали Домом Черепов

Балконные ограждения в форме черепов имеющие сходство с инопланетными сущенствами придают особы образ дому. Вообще, оконные проемы и балконы  в доме Бальо  играют ключевую роль. 

фото: фасад Дома Бальо в солнечный день
фото: фасад Дома Бальо в солнечный день
9-е метровые панорамные деревянные окна с витражами в верхней части в овальном волнообразном исполнении с изгибами в двух плоскостях поражают своей красотой.
фото: сложная конструкция рамы обусловлена финальной округлой формой
9-е метровые панорамные деревянные окна с витражами в верхней части в овальном волнообразном исполнении с изгибами в двух плоскостях поражают своей красотой. фото: сложная конструкция рамы обусловлена финальной округлой формой

Оконные ручки в форме мордочек животных, напоминающие хобот слона выполнены в русле увлечения животными мотивами. 

фото: причудливая фурнитура навеяна стилистикой модерна
фото: причудливая фурнитура навеяна стилистикой модерна

Все окна в доме эргономичны: они лишены прямых углов  на рамах и створках.

фото: извилистые рамы и створки в Доме Бальо
фото: извилистые рамы и створки в Доме Бальо

Мастер не забыл и про необходимость проветривания помещения, заботливо предусмотрев системы микропроветривания над и под окнами.

фото: проветриватели на внутреннем фасаде здания 
фото: внутри помещения естественная вентиляция выглядит так
фото: проветриватели на внутреннем фасаде здания  фото: внутри помещения естественная вентиляция выглядит так
Деревянные жалюзи на окнах установлены с возможностью регулирования подачи света.
фото: жалюзи на окнах в Доме Бальо
Деревянные жалюзи на окнах установлены с возможностью регулирования подачи света. фото: жалюзи на окнах в Доме Бальо

Овальное окно с матовым рефлёным стеклом в овальной комнате, резные ставни с морской тематикой совсем не похожи на рукотворные объекты.

фото: окно-капля - словно природный арте-факт 
фото: окно-капля - словно природный арте-факт 
фото: складные ставни в доме
фото: складные ставни в доме
фото: двери внутри дома с красивыми изразцовыми наличниками, напоминающими морскую волну.
фото: двери внутри дома с красивыми изразцовыми наличниками, напоминающими морскую волну.

Свет заполняет каркас здания постепенно: световые окна соседствуют с вентиляционными; сплошные террасы, которые скрепляют между собой балконы, пропускают световые массы на главный, хозяйский этаж; стеклянная крыша над внутренним двориком замыкает здание в некую «вещь в себе» и в то же время дает простор свету. 

фото: терраса со стеклянныйм полом и мозаичной отделкой
фото: терраса со стеклянныйм полом и мозаичной отделкой

Чердачные окна сконструированы и расположены таким образом, чтобы пропускать свет на оптимальной высоте для соответствующего часа дня. Тема моря, определившая сине-голубой колорит Дома Костей, присутствует не только в орнаментальных решениях, но и помогает решить вопрос освещенности. Внутренний двор-колодец отделан мозаикой с опорой на светодоступность. 

фото: технические решения на уровне колористики и формы позволяют оптимально использовать в освещении естественный свет
фото: технические решения на уровне колористики и формы позволяют оптимально использовать в освещении естественный свет

От верхних к нижним этажам цветовые оттенки синего светлеют, позволяя создать эффект пространства и объема внутри ограниченного по площади двора. Размеры окон увеличиваются по мере снижения этажности, опять же в целях контроля освещенности, и снабжаются специальными механизмами, которые позволяют распахивать окна террас настежь – снова в угоду свету. В этом внимании к свету, к жизни Вселенной, Гауди близок самым древним зодчим – египтянам, возводившим пирамиды-гробницы или ассирийцам, строившим Зиккураты. В Доме Бальо витражи органично дополнили морскую историю здания. 

фото: т. н. терраса Дракона на крыше здания: виден стеклянный потолок над внутренним двором и башенки с мозаичными навершиями-шарами 
фото: т. н. терраса Дракона на крыше здания: виден стеклянный потолок над внутренним двором и башенки с мозаичными навершиями-шарами 

Керамика и стекло использовались Гауди с максимальным упором на их светоотражающие свойства и возможности по созданию оптических цветовых иллюзий. Дом Костей венчают стеклянные шары, заполненные стеклом, а его тайную жизнь сопровождает звон стеклянных колокольчиков, в то время как по разноцветью облицованных керамическим черепком стен скользят и скользят мистические волны прошлого, будущего и настоящего, сливаясь в один бесконечный миф о боге и человеке. 

Дом Мила 

фото: макет "Каменоломни" - Дома Мила - представлен в музее, расположенном там же
фото: макет "Каменоломни" - Дома Мила - представлен в музее, расположенном там же

Все конструктивные, архитектурные находки Гауди собраны в виде макетов на отдельном этаже еще одной его постройки – Дома Мила, прозванного «Каменоломней».

фото: внутренний двор с чердчными окнами 
фото: внутренний двор с чердчными окнами 

Он в буквальном смысле были слеплены с макетов, разрезанных вдоль, поверх которых работали каменщики. Необычен вход в Дом Мила, Каменоломню, где несколько витражных техник, объединившись, помогли создать эффект зеркала. 


фото: зеркальный вход в Дом Мила
фото: зеркальный вход в Дом Мила
Волнистые формы – в основе архитектурного дизайна «Каменоломни». Стены, выходящие во внутренний двор испещрены чердачными окнами разного размера и светопропускной способности из расчета времени суток и возможностей естественного освещения для внутреннего пространства здания. Крыша дома напоминает путешествие по окаменевшим барханам пустыни: разновысотные каменные волны образуют скаты уставленные дымоходами, больше похожими на изваяния с о. Пасхи,  которые словно охраняют гениальное творение Гауди.

фото: загадочные изваяния на крыше Дома Мила
Волнистые формы – в основе архитектурного дизайна «Каменоломни». Стены, выходящие во внутренний двор испещрены чердачными окнами разного размера и светопропускной способности из расчета времени суток и возможностей естественного освещения для внутреннего пространства здания. Крыша дома напоминает путешествие по окаменевшим барханам пустыни: разновысотные каменные волны образуют скаты уставленные дымоходами, больше похожими на изваяния с о. Пасхи,  которые словно охраняют гениальное творение Гауди. фото: загадочные изваяния на крыше Дома Мила
Руководил процессом постройки, как всегда, сам мастер. В Доме Мила он еще тогда предусмотрел подземный паркинг и лифт, что для начала 20 века было совершенной новинкой и диковинкой. Надо отдать должное его грамотным, эргономичным планировкам квартир.

фото: внутренний двор Дома - вид снизу
Руководил процессом постройки, как всегда, сам мастер. В Доме Мила он еще тогда предусмотрел подземный паркинг и лифт, что для начала 20 века было совершенной новинкой и диковинкой. Надо отдать должное его грамотным, эргономичным планировкам квартир. фото: внутренний двор Дома - вид снизу

Следование законам природы в проектировании и головокружительным (в  буквальном смысле слова) архитектурным идеям удивительным образом соединялось с функциональностью, ничуть не противореча условиям удобства. А возможно, как раз оглядка на подсказки живого мира и была тем основанием, которое позволяло органично соединять «несоединимое» - порыв творчества, эргономику и техническую функциональность.

Собор Саграда Фамилия и Крипта

фото: Собор Саграда Фамилиа
Собор Саграда Фамилия и Крипта фото: Собор Саграда Фамилиа

Эксперименты со светом Гауди продолжил в организации пространства в своем главном творении – Соборе Святого Семейства (Саграда Фамилия). В последнем колонны поддерживающие свод повторяют конструкцию разветвленных деревьев, чьи ветви образуют несколько ярусов и создают каркас, на котором крепится внешняя оболочка Собора. По замыслу Гауди Собор должен был напоминать песочный замок. Так его и называют в туристических буклетах, так он и возникал: словно из-под руки играющего на пляже мальчика, который наслаивал друг за другом один, второй, третий слой материала …

В основе монументальной Саграда Фамилия, которую сам Гауди называл делом «трех поколений», как раз эти формоэлементы. Все колокольни собора – это правильные параболоиды. Их поверхность декорирована более чем сотней скульптурных изображений цветов, растений животных, религиозной символикой. В поднебесье нефов из иллюминаторов-соцветий рассеивается мягкий свет, покрывая лесистый интерьер храма золотистым свечением.

Собор Искупительного Святого Семейства самый большой долгострой в мире: его строят уже 134 год и до сих пор строительство не пришло  к завершению. То, что естественным образом выходило у Гауди, требует огромных расчетов со стороны современных архитекторов. Сегодня главное детище Гауди продолжают возводить без помощи государства: только за счет собранных частных средств и билетов.

фото: витражи в интерьере Собора
Собор Искупительного Святого Семейства самый большой долгострой в мире: его строят уже 134 год и до сих пор строительство не пришло  к завершению. То, что естественным образом выходило у Гауди, требует огромных расчетов со стороны современных архитекторов. Сегодня главное детище Гауди продолжают возводить без помощи государства: только за счет собранных частных средств и билетов. фото: витражи в интерьере Собора
Собор Святого Семейства – украшен витражными фресками с библейскими сюжетами. Витраж занимает большое место в работах мастера. Витраж «Роза» в Соборе поражает филигранностью, с которой соединены различные эллиптические элементы растительной тематики.

фото: Крипта, созданная для Эусеби Гуэля и его семьи
Собор Святого Семейства – украшен витражными фресками с библейскими сюжетами. Витраж занимает большое место в работах мастера. Витраж «Роза» в Соборе поражает филигранностью, с которой соединены различные эллиптические элементы растительной тематики. фото: Крипта, созданная для Эусеби Гуэля и его семьи

В Крипте, созданной для Эусеби Гуэля, Гауди разместил 22 витража. Их красота проявляет себя в ясный день, когда свет проникает сквозь цветные яркие стекла: тогда внутри здания начинают порхать бабочки, раскрываться бутоны цветов и играть водяные капли.

Особым знаком благодарности архитектора стало покрытие витражей в Крипте: в дань уважения к Гуэлю, текстильному магнату, обеспечившему воплощение архитектурных идей Гауди, мастер защитил хрупкие стеклянные картины тонкой сеткой из использованных текстильных игл.

Парк Гуэль 

фото: Парк Гуэль
Парк Гуэль  фото: Парк Гуэль

Примером высокого ландшафтного искусства является спроектированный и построенный Гауди Парк Гуэль. Малые формы – садовая мебель, постройки, скульптура, и зеленые насаждения - клумбы, кусты, деревья, газоны, рельеф -  составляют единство природного и рукотворного, одно целостное творение, где в качестве материала на равных использованы камень, керамика и растения.

Этот образец ландшафтного мастерства Гауди декларирует основную идею парковой архитектуры, которую нынешние строители пытаются привнести в современные города – рукотворные объекты следуют за ритмом ландшафта и пытаются вписаться в него, а не наоборот. У Гауди «разговор» с природой выливается в эргономичные, волнообразные линии декоративных элементов сада. Центром Парка Гуэль является зал Ста Колонн, также представляющий собой особый разговор мастера камня со светом.  

фото: вид на зал Ста Колонн
Этот образец ландшафтного мастерства Гауди декларирует основную идею парковой архитектуры, которую нынешние строители пытаются привнести в современные города – рукотворные объекты следуют за ритмом ландшафта и пытаются вписаться в него, а не наоборот. У Гауди «разговор» с природой выливается в эргономичные, волнообразные линии декоративных элементов сада. Центром Парка Гуэль является зал Ста Колонн, также представляющий собой особый разговор мастера камня со светом.   фото: вид на зал Ста Колонн

Названия Гуэль в архитектурных творениях Гауди не случайны. Это фамилия главного и пожизненного спонсора творчества Гауди. Встретив его в 26-летнем возрасте, Гауди не расставался со своим покровителем почти до самого конца жизни. Когда мастеру нужны были деньги на очередной объект, он просто обращался к помощнику Гуэля и тот выписывал чек.  Помимо Дворца и Парка, для Эусеби Гуэль Гауди разработал проекты павильонов его усадьбы в местечке Педральбес неподалеку от Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль, называемой Санта Колома де Сервельо.

Гауди: быть сотрудником Бога

Заслуга Гауди состоит в том, что он смело использовал формы, мимо которых проходили сотни архитекторов, игнорируя их математически точную структуру: параболы, геликоиды, гиперболоиды и их сечения.  

Он и ушел, как многие великие, за работой, исполняя свое предназначение – под стенами строящейся Саграда Фамилия, в 1926 году. Эусеби Гуэль покинул мир несколькими годами раньше и Гауди продолжал строительство Собора на личные средства, продав имеющуюся в его распоряжении недвижимость. Он мечтал высказать доступное ему знание до конца и жил этим стремлением до последнего вздоха.

фото: музей Гауди в его родном городе Реус
Он и ушел, как многие великие, за работой, исполняя свое предназначение – под стенами строящейся Саграда Фамилия, в 1926 году. Эусеби Гуэль покинул мир несколькими годами раньше и Гауди продолжал строительство Собора на личные средства, продав имеющуюся в его распоряжении недвижимость. Он мечтал высказать доступное ему знание до конца и жил этим стремлением до последнего вздоха. фото: музей Гауди в его родном городе Реус

Гауди говорил: «Человек постоянно находится в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремится постичь законы природы для обоснования своей новой работы, трудится совмест­но с Создателем. Тот, кто только копирует, не помогает ему. Поэтому оригинальность состоит в возврате к первоисточнику».От