Оригинал статьи: https://www.oknamedia.ru/novosti/okna-gaudi-prelomlenie-sveta-v-prostranstve-k-165-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-46924
В 2017 году мир празднует 165 лет со дня рождения одного из самых ярких и необычных архитекторов мира – каталонца Антонио Гауди. Творивший в эпоху модерна, этот гений довел ключевые идеи стиля до абсолюта, породив ни с чем не сравнимые объекты архитектуры и ландшафтного дизайна. Окна Гауди – яркий пример узнаваемой детали мастера. Вспоминаем творения мастера в обзоре на портале ОКНА МЕДИА.
Окна Гауди: творить, слушая природу
Умение слышать природу было дано Гауди от рождения и предопределяло его гениальные конструкторские решения в архитектуре. Гауди родился в Испании в городке Реус 25 июня 1852 года. Сегодня здесь расположен музей мастера.
Среди открытий Гауди его работа с освещенностью пространства и эстетическими возможностями окон занимают особое место. Вопрос светодоступности Гауди решал не формально, а подобно древним мастерам, опираясь на подсказки природы. В связи с временем суток и расположением фасада зодчий выбирал размер и форму окна, преследуя цель впустить в здание максимальное количество света. Потрясающие световые решения реализованы в знаменитых Домах Бальо и Мила в Барселоне, внутри собора Саграда Фамилиа и Крипте.
Выбор профессии для Антонио был неслучаен: предки Гауди были каменщиками и кузнецами. С малых лет Антонио мечтал приобщиться к прекрасному миру творения из камня. Уже в юности он с друзьями создает целый проект по восстановлению близлежащего монастыря с подробнейшим планом не только в архитектурной, но и финансовой части. Нужно сказать, что финансы удавались Гауди только в тех случаях, когда речь заходила о творчестве, создании новых удивительных зданий, объектов. Сам он жил весьма скромно, а в последние годы жизни оказался и вовсе в нищете: его гибель на 76 году жизни для неискушенных прохожих стала несчастным случаем, произошедшим с бедно одетым стариком, который по неосторожности попал под колеса трамвая, куда-то слишком спешив …
А спешил Антонио Гауди на строительство своего главного детища Собора Искупления Святого Семейства, или Саграда Фамилия. Почти все время, отведенное ему на земле, Гауди проводил либо на стройке, либо за чертежами, впрочем, и сами чертежи он умудрялся создавать непосредственно на площадке, тут же их опробируя. Он действовал интуитивно: как средневековый ремесленник. Главной посылкой во всех творениях зодчего было слушать природу, вникать в ее логику, формы, которые она создала и использовать их в строительстве зданий.
Окна Гауди: модерн, дошедший до абсолюта
В архитектуре Гауди нет прямых углов. В ней присутствует эргономика – как в самой природе, бывшей главным ориентиром для архитектора. Округлые формы, обращение к мифу, обилие растительных и животных мотивов, окна в виде замочных скважин, полукружия чердачных окон – все эти детали характерны для домов эпохи модерна.
Отличие Гауди от других состояло в полной бескомпромиссности, с которой он следовал изначальной идее. Если прочие архитекторы «надевали» орнаментальный каркас на давно привычную конструктивную форму – прямоугольник, то Гауди перерабатывал все строение полностью, сверху донизу, изнутри и снаружи, будто выворачивая его наизнанку и возвращая на место: начиная с конструкции и заканчивая декором.
Наплывающие формы в оформлении фасадов зданий, параболические и геликоидные конструкции, рождающие множество извилистых изгибов принципиально уводили дом от обычной жесткой структуры параллелепипида к некой самодвижущейся «стихийной» форме, вырастающей из земли, подобно природному явлению – скале, дереву, устью реки. Гауди говорил, что все его конструктивные решения подсмотрены у природы и ему не приходится ничего выдумывать – только внимательно наблюдать.
Сегодняшние идеи мастера находят самый восторженный прием у адептов «зеленой» архитектуры, где «врастание» в ландшафт – непременное условие грамотно сконструированной постройки. «Живая» судьба постройки, дыхание камня – все это присуще зданиям Гауди, которые вступают в самый настоящий диалог с прохожим и гостем, меняя свое лицо вместе со сменой точки зрения наблюдающего.
За свою жизнь Гауди создал не так уж много объектов, как по меркам сегодняшнего, так и по меркам прошлого дня: всего 18. Каждый из них – часть его жизни и души. Они вырастали не только из земли, но и из сердца мастера. Стеклу, мозаике, керамике Гауди отводил особое место, как и вопросу взаимоотношений света и камня в архитектуре.
Дом Бальо
Его Дом Бальо, прозванный барселонцами за некое сходство форм балконов с человеческими черепами «домом костей», создавался как реплика в споре с соседним модернистским шедевром – Домом Амалье. Но если Амалье представляет собой типичный объект стиля, где орнаментальный декор покрывает прямоугольник, то взгромоздившееся над асфальтом творение Гауди - это почти живое существо. Уже здесь воплощены ведущие концептуальные идеи мастера: над черепичной крышей дома, напоминающей чешуйчатый хребет дракона поднимается Крест Св. Георгия – любимого святого архитектора. Борьба света и тьмы, зла и добра занимала Гауди всю жизнь, и его здания были ответом на те поиски, что происходили в недрах его души.
Балконные ограждения в форме черепов имеющие сходство с инопланетными сущенствами придают особы образ дому. Вообще, оконные проемы и балконы в доме Бальо играют ключевую роль.
Оконные ручки в форме мордочек животных, напоминающие хобот слона выполнены в русле увлечения животными мотивами.
Все окна в доме эргономичны: они лишены прямых углов на рамах и створках.
Мастер не забыл и про необходимость проветривания помещения, заботливо предусмотрев системы микропроветривания над и под окнами.
Овальное окно с матовым рефлёным стеклом в овальной комнате, резные ставни с морской тематикой совсем не похожи на рукотворные объекты.
Свет заполняет каркас здания постепенно: световые окна соседствуют с вентиляционными; сплошные террасы, которые скрепляют между собой балконы, пропускают световые массы на главный, хозяйский этаж; стеклянная крыша над внутренним двориком замыкает здание в некую «вещь в себе» и в то же время дает простор свету.
Чердачные окна сконструированы и расположены таким образом, чтобы пропускать свет на оптимальной высоте для соответствующего часа дня. Тема моря, определившая сине-голубой колорит Дома Костей, присутствует не только в орнаментальных решениях, но и помогает решить вопрос освещенности. Внутренний двор-колодец отделан мозаикой с опорой на светодоступность.
От верхних к нижним этажам цветовые оттенки синего светлеют, позволяя создать эффект пространства и объема внутри ограниченного по площади двора. Размеры окон увеличиваются по мере снижения этажности, опять же в целях контроля освещенности, и снабжаются специальными механизмами, которые позволяют распахивать окна террас настежь – снова в угоду свету. В этом внимании к свету, к жизни Вселенной, Гауди близок самым древним зодчим – египтянам, возводившим пирамиды-гробницы или ассирийцам, строившим Зиккураты. В Доме Бальо витражи органично дополнили морскую историю здания.
Керамика и стекло использовались Гауди с максимальным упором на их светоотражающие свойства и возможности по созданию оптических цветовых иллюзий. Дом Костей венчают стеклянные шары, заполненные стеклом, а его тайную жизнь сопровождает звон стеклянных колокольчиков, в то время как по разноцветью облицованных керамическим черепком стен скользят и скользят мистические волны прошлого, будущего и настоящего, сливаясь в один бесконечный миф о боге и человеке.
Дом Мила
Все конструктивные, архитектурные находки Гауди собраны в виде макетов на отдельном этаже еще одной его постройки – Дома Мила, прозванного «Каменоломней».
Он в буквальном смысле были слеплены с макетов, разрезанных вдоль, поверх которых работали каменщики. Необычен вход в Дом Мила, Каменоломню, где несколько витражных техник, объединившись, помогли создать эффект зеркала.
Следование законам природы в проектировании и головокружительным (в буквальном смысле слова) архитектурным идеям удивительным образом соединялось с функциональностью, ничуть не противореча условиям удобства. А возможно, как раз оглядка на подсказки живого мира и была тем основанием, которое позволяло органично соединять «несоединимое» - порыв творчества, эргономику и техническую функциональность.
Эксперименты со светом Гауди продолжил в организации пространства в своем главном творении – Соборе Святого Семейства (Саграда Фамилия). В последнем колонны поддерживающие свод повторяют конструкцию разветвленных деревьев, чьи ветви образуют несколько ярусов и создают каркас, на котором крепится внешняя оболочка Собора. По замыслу Гауди Собор должен был напоминать песочный замок. Так его и называют в туристических буклетах, так он и возникал: словно из-под руки играющего на пляже мальчика, который наслаивал друг за другом один, второй, третий слой материала …
В основе монументальной Саграда Фамилия, которую сам Гауди называл делом «трех поколений», как раз эти формоэлементы. Все колокольни собора – это правильные параболоиды. Их поверхность декорирована более чем сотней скульптурных изображений цветов, растений животных, религиозной символикой. В поднебесье нефов из иллюминаторов-соцветий рассеивается мягкий свет, покрывая лесистый интерьер храма золотистым свечением.
В Крипте, созданной для Эусеби Гуэля, Гауди разместил 22 витража. Их красота проявляет себя в ясный день, когда свет проникает сквозь цветные яркие стекла: тогда внутри здания начинают порхать бабочки, раскрываться бутоны цветов и играть водяные капли.
Особым знаком благодарности архитектора стало покрытие витражей в Крипте: в дань уважения к Гуэлю, текстильному магнату, обеспечившему воплощение архитектурных идей Гауди, мастер защитил хрупкие стеклянные картины тонкой сеткой из использованных текстильных игл.
Примером высокого ландшафтного искусства является спроектированный и построенный Гауди Парк Гуэль. Малые формы – садовая мебель, постройки, скульптура, и зеленые насаждения - клумбы, кусты, деревья, газоны, рельеф - составляют единство природного и рукотворного, одно целостное творение, где в качестве материала на равных использованы камень, керамика и растения.
Названия Гуэль в архитектурных творениях Гауди не случайны. Это фамилия главного и пожизненного спонсора творчества Гауди. Встретив его в 26-летнем возрасте, Гауди не расставался со своим покровителем почти до самого конца жизни. Когда мастеру нужны были деньги на очередной объект, он просто обращался к помощнику Гуэля и тот выписывал чек. Помимо Дворца и Парка, для Эусеби Гуэль Гауди разработал проекты павильонов его усадьбы в местечке Педральбес неподалеку от Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль, называемой Санта Колома де Сервельо.
Гауди: быть сотрудником Бога
Заслуга Гауди состоит в том, что он смело использовал формы, мимо которых проходили сотни архитекторов, игнорируя их математически точную структуру: параболы, геликоиды, гиперболоиды и их сечения.
Гауди говорил: «Человек постоянно находится в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремится постичь законы природы для обоснования своей новой работы, трудится совместно с Создателем. Тот, кто только копирует, не помогает ему. Поэтому оригинальность состоит в возврате к первоисточнику».От