Найти в Дзене

Аферы с поддельными билетами # «Эх, прокачусь... на халяву!»

Оглавление

«Какой русский не любит быстрой езды?». В то же время не меньшей любовью у наших граждан пользуется езда без билета, на халяву.

Наверняка многие из читателей не раз наблюдали, как стайки «зайцев» при приближении контролеров перебегают из одного вагона электрички в другой. А вот при СССР, когда проезд стоил копейки, скажут старики, такого не было. вовсе нет, «зайцев» было не меньше, чем сегодня, а аферы с поддельными билетами и вовсе процветали... И это была довольно выгодная «тема». Подробности - только у нас, в том числе - недавно рассекреченные факты из милицейских архивов.

Гениальный слесарь

Проезд во времена Советского Союза стоил относительно недорого. Еще больше удивляло доверие властей к своим согражданам. Кто ж не помнит кассы в автобусах больших городов, когда, бросив пять копеек и повернув ручку, надо было самому оторвать билетик. По идее, деньги можно было и не кидать, ручка крутилась и так, исправно выдавая билетики. Но в основном все поступали честно. Или бросали не 5 копеек а, скажем, «двушку». Воровать при всех в СССР было стыдно. Другое дело, - тайно. Жулики знали, что фальшивомонетчиков ловят с завидной регулярностью. Так зачем же рисовать пятидесяти- и сторублевые купюры, когда можно было штамповать, например, билеты на автобус? Да, стоили они немного, пустить их в торговую сеть по понятным причинам аферисты также не могли.

Они придумали другой не менее изящный ход, создав целую разветвленную преступную сеть. Из рассекреченных документов МВД, хранящихся сегодня в Российском государственном архиве социально-политической истории, стало известно о группе мошенников, орудовавших в далеком 1964 году в Ростове-на-Дону. Преступную группу создали люди, далекие от преступного мира, но хорошо разбиравшиеся в технике.

Слесарь Михайлов тридцати четырех лет от роду вместе с тридцатилетней женой решил подзаработать с помощью выпуска поддельных троллейбусных билетов. Они смекнули, что за копеечными билетами нет никакого присмотра, а кроме того, эти билеты никак не защищены от подделки. Печатай - не хочу, только организуй рынок сбыта. В итоге талантливый слесарь в домашних условиях самостоятельно изготовил необходимые для печати билетов металлические формы и штампы. Бумагу он приобрел в типографии местной газеты и, не мешкая, приступил к делу. За два года злоумышленники напечатали около 100 000 билетов.

Реализацию они наладили через кондукторов, которые просто отрывали билеты не от той бобины. Погорели аферисты, как водится в нашем бренном мире, на жадности, поскольку резкое падение продаж настоящих билетов вызвало проверку правоохранительных органов. Статистика МВД утверждает: подобный случай был далеко не единичным на просторах СССР. Правда, срок за подделку проездных билетов светил небольшой - не более трех лет лишения свободы.

-2

Побочный продукт

Самое удивительное: подделка проездных билетов в СССР всегда шла рука об руку с подделкой других билетов - банковских. Довольно часто мошенники, изготавливавшие фальшивые деньги, до того увлекались своей работой, что не считали необходимым тратиться, например, на железнодорожные билеты, подделывая в случае надобности и их. По понятным причинам расцвет фальшивомонетчиков в Советском Союзе пришелся на время Великой Отечественной войны. Власти были заняты обороной страны и на жуликов, многим из которых в подделке денег помогали фашисты, не обращали должного внимания. Хотя аресты, безусловно, были. Но их пик пришелся на послевоенное время. Только в одном 1947 году было зарегистрировано 22 случая поимки банд фальшивомонетчиков, у которых изъяли 1 777 фальшивых купюр. В следующем 1948 году Управление БХС ГУМ МВД СССР обезвредило группу фальшивомонетчиков. При аресте их главарь оказал сопротивление и был убит. Каково же было удивление стражей порядка, когда, кроме поддельных денег, в тайниках было обнаружено множество поддельных железнодорожных билетов.

В ногу с веком

Но какими бы изощренными ни были фальшивомонетчики советских лет, их деятельность была сильно скована в техническом плане. Когда же во всем мире, в том числе и в нашей стране, начался бум компьютерной техники, подделка проездных билетов приобрела чуть ли не промышленный характер. В 90-е годы, по статистике правоохранительных органов, чуть ли не каждый пятый билет на автобус оказывался поддельным. На какое-то время проблему решили билеты с магнитной полосой, подделать которую было не так-то просто. Но ненадолго.

Современные фальшивомонетчики, в том числе и специализирующиеся на подделке проездных билетов, люди технически подкованные. Но подделывать проездные билеты лишь для себя никому не интересно. В 2009 году в Москве была раскрыта целая международная группа, возглавляемая гражданкой Израиля Мариной Баташвили, которая более двух лет занималась сбытом проездных документов в московском метрополитене. Из дела, рассматривавшегося в Бутырском суде города Москвы, стали известны подробности этой аферы. Марина Баташвили и Евгений Мухин, бывший сотрудник метрополитена, вместе с десятком помощников создали банду. Они сделали подделку политической партии, на котором отправили «официальное» письмо в Зеленоград на завод, производящий настоящие проездные билеты на метро. В письме они просили руководство завода продать им крупную партию билетов без раскраски и чипов. Это было необходимо якобы для организации фиксированного прохода сотрудников в офис партии.

В ходе следующего шага преступной схемы злоумышленники вошли в контакт с лицами, ранее работавшими в системе метрополитена на технических должностях. В их обязанности входило с помощью принтера придать билетам раскраску, принятую в метрополитене, а также аккуратно вклеить чипы, предварительно привезенные из Китая. Для этих операций был создан целый подпольный цех. Поддельные билеты программировались на нужное количество поездок и затем продавались. Сбытом занималось более ста человек, а основными потребителями были приезжие из Средней Азии. Самое интересное, что после ареста аферистов был отмечен резкий рост выручки в кассах метрополитена.