Чемпионат мира 2018 нас многим удивил: быстро вылетевшими фаворитами, умеющей играть Россией, рекордным числом пенальти и тотальным единением. А что, если отбросить в сторону высокие думы о футболе и поговорить о земном и насущном — кокошниках? Простите, конечно, о деньгах.
Партнерство спортивных марок со сборными, мгновенная реакция на инфоповоды (привет, счет матчей на этикетках Coca-Cola и флешмоб с теми самыми кокошниками на аватарках), мощная наружная реклама и креативы в соцсетях — крупные бренды могли позволить себе играть по-крупному и работать на имидж: продажи ведь все равно вырастут. А как заработать брендам помельче?
К мундиалю малый бизнес начал готовиться, мягко говоря, заблаговременно. За полгода, а то и год, в Сети стали появляться советы о том, как заработать на иностранцах. От стандартных, вроде «переведите все наименования на английский» или «откройте точку поближе к стадиону» до «продайте свое парковочное место», «станьте няней для домашних питомцев туристов» или «откройте бизнес по очистке болельщиков».
Некоторые восприняли рецепты быстрого заработка буквально, и начали, например, сдавать свои отнюдь не шикарные апартаменты за безумные деньги: в Саранске средняя цена аренды за сутки была около 70 тыс. рублей. Другие, официально зарегистрированные, подошли к вопросу с готовой стратегией или, как минимум, трезвой головой.
BIZZON попробовал разобраться: помог ли малому бизнесу Чемпионат мира? Окупились ли старания? Как оказалось, в разных сферах и результат разный.
___________________
ИСТОРИЯ ОДНОГО КОМИКСА
Екатеринбург, сеть магазинов 654store и фастфуд 654kitchen
Магазину комиксов и гик-атрибутики не пришлось выпускать к ФИФА футбольный комикс: они просто оказались в нужном месте в нужное время. Торговый центр, в котором находится магазин и его собрат — корнер с хот-догами и бургерами, расположен буквально в десяти минутах ходьбы от «Екатеринбург Арена».
Елена, руководитель, рассказала нам, что пока болельщики исследовали столицу Урала и Центральный стадион, продажи у 654store и 654kitchen неуклонно росли. Особо напрягаться не пришлось: из нововведений — только меню на английском и испанском.
Возможно, все дело в большом количестве людей, которые в ожидании матча забегали в Торговый Центр на огонек. А возможно — и в большом количестве туристов из США. По статистике, именно они стали самой многочисленной группой иностранцев на Чемпионате мира в России. Ну правда, разве истинный американец откажется от родного сердцу хот-дога и фигурки русского Халка?
ВЫВОД:
Близость к «горячей точке» бывает приятной. Можно спокойно плыть по течению: все равно благодаря наплыву посетителей продажи вырастут. А можно стимулировать их рост, выжав из ситуации максимум.
___________________
ПРОПАЛА СОВЕСТЬ
Казань, мастерская по наращиванию ресниц The One Lashes
Как оказалось, спорт и красота — вещи совместимые. Доказательства — это и количество девушек на матчах, и количество футбольных постов в бьюти-пабликах и аккаунтах. Несмотря на то, что некоторые косметические бренды и салоны активно форсировали тему ФИФА в соцсетях, мастерская The One Lashes осталась в стороне от всеобщего ажиотажа.
«Футбола мы не коснулись вообще. Никаких публикаций а-ля „наши выиграли — держи скидку 50% на следующую процедуру“. У нас уже наработанная база клиентов и новых мы, в данный момент, не берем», — пояснила Инна, владелица и главный мастер салона.
На бизнесе мундиаль никак не отразился — в плане прибыли. В какой-то степени он даже стал препятствием к ее получению: из-за критической близости (500 м) к стадиону «Казань-Арена» почти все дороги вокруг были перекрыты, поэтому многие просто не доезжали до точки назначения. Плюс резко взлетела стоимость такси на поездки к туристическому месту, и некоторые клиенты отменяли запись — в ожидании лучших времен, видимо.
«Кто точно заработал на ЧМ-2018 в Казани, так это общепит — столько новых заведений и в такие короткие сроки давно не открывалось. В старых местах цены тоже поднялись. А в некоторых кафе не стеснялись приписывать иностранцам в счет лишний нолик: все равно не заметят».
ВЫВОД:
Крупные события из друзей с деньгами могут превратиться в друзей, которые берут в долг и не отдают. Позаботьтесь заранее о том, чтобы учесть и преодолеть препятствия, которые могут возникнуть. Ну, а использовать ли грязные приемчики — решать вам и вашей совести.
___________________
ПРЕМУДРЫЙ ОТЕЛЬ
Санкт-Петербург, Demetra Art Hotel 4*
Арт-отель подготовился к приему гостей основательно. Во-первых, ориентироваться на интуристов, особенно в высокий сезон, обязывает сфера. Во-вторых — сам город, местоположение в историческом центре и наличие хорошего ресторана. В общем, на руках все козыри: нужно лишь правильно ими распорядиться.
Нам удалось поговорить с Полиной, менеджером по маркетингу и пиару отеля, и узнать всю подноготную:
«Цены к ФИФА мы сформировали примерно за год. Да, они оказались выше, чем обычно, но не критично: правительство установило максимальную цену за номер в отеле, поэтому нелепой ситуации, как в Саранске не произошло.
В целом, мы подошли к мундиалю серьезно: транслировали матчи, ввели футбольное меню и два специальных тарифа на проживание. О, чуть не забыла об имиджевой истории: это и футбольные конфеты на ресепшене, и значки для персонала, и акция для иностранцев — в день матча родной страны мы дарили бокал пива и приглашали смотреть футбол в ресторан. Гостям нравилось. Из таких мелочей и складывается отношению к отелю.
Все это мы продвигали как в Сети, так и с помощью наружной рекламы. Сначала гостей было мало, но ближе к середине чемпионата мест не было вообще. 85% проживающих были иностранцами, в российском сегменте, наоборот, продажи упали. Возможно, из-за повышенных цен, но 100%-ой уверенности в этом нет.
Если отмотать время назад, я бы промотировала отель исключительно среди англо-испано-и далее-по-списку-говорящих. Реклама отеля, нацеленная на Россию, оказалась бесполезной и дорогой. Честно, ожидали большего, но это нормально — по плану продаж в плюс ушли все равно. Крупные события однозначно помогают бизнесу: иногда за один вечер можно сделать месячный бюджет".
ВЫВОД:
Если целевая аудитория вашего бизнеса совпадает с целевой аудиторией мероприятия, вы просто обязаны использовать этот шанс. Если сфера вашего бизнеса ориентирована на туристов и их нужды — вы и так это прекрасно понимаете. Масштабные мероприятия не просто повод заработать, но и время, когда можно превратить случайных покупателей в лояльных клиентов. Маленький бонус в правильное время (не обязательно материальный) — и в следующий раз гость не будет выбирать между вами и вашим конкурентом.