Сейчас безвизовый режим действует только на территории Курильских островов
Партнёрские отношения двух стран достигли кульминации - перекрестные года России в Японии и Японии в России, старт которым дан в мае этого года, подразумевает рекордное за всю историю количество взаимных мероприятий в всех ключевых сферах жизни. Будет ли отменен визовый режим между РФ и Японией и насколько реально подписать мирный договор между странами, «замороженный» со времен Второй мировой войны, — об этом рассказал председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев после завершения своего рабочего визита в Японию.
- Отношения России и Японии имеют многовековую историю, и по большей части это проблемные отношения. Долгое время японская сторона отказывалась идти вперёд в развитии двустороннего сотрудничества, настаивая чтобы сначала были удовлетворены их претензии в рамках территориального вопроса по Курилами. Сейчас это время в прошлом?
- Слава Богу, это так. Премьер-министр Синдзо Абэ решил поменять последовательность, и согласился с тем, что любые решения, связанные с «болевыми точками» в отношениях России и Японии, могут быть реализованы только в случае нормализации отношений, только в случае, если население двух стран будет воспринимать друг друга как партнёров и друзей, а не как соперников и врагов. Все вопросы должны решаться путём сотрудничества, и в этом позиции Абэ и президента России Владимира Путина совпали.
- Лидеры России и Японии провели за последние три-четыре года не один десяток встреч — в 2016 году была согласована программа развития отношений, которая установила восемь направлений сотрудничества. Какое-то можете из них выделить особо?
Крайне важно, что эти направления напрямую затрагивают интересы людей — это и здравоохранение, и экология, и развитие городской среды. Все это привязано в конкретным городам и регионам. Кульминацией же отношений стало решение провести два перекрёстных года России в Японии и Японии в России. 26 мая этого года старт им дали Владимир Путин и Синдзо Абэ.
Отмечу, что в рамках этих годов прописано несколько сотен взаимных мероприятий — такого в истории наших отношений ещё не было. Раньше проводили совместные культурные сезоны, а сейчас будут задействованы все ключевые сферы — и экономика, и социальная сфера, и наука, и та же культура.
- В рамках этих мероприятий также задействован сегмент межпарламентского сотрудничества. Расскажите о каком-то конкретном мероприятии.
По инициативе японской стороны, мы провели круглый стол с участием парламентариев в историческом для наших стран месте — небольшом поселке Хедо в 150 км от Токио. Здесь в 1854 году наша морская экспедиция в главе с вице-адмиралом Путятиным в составе 500 человек подошла в японским берегам, чтобы провести переговоры об установлении дипломатических отношений. Но экспедиция потерпела крушение, и наши моряки оказались на берегу без средств к существованию. На тот момент Япония проводила политику самоизоляции, но несмотря на это простые японцы приняли наших моряков как желанных гостей.
После они помогли нашим морякам построить новый корабль «Хедо», на котором экспедиция смогла вернулась домой. А японцы научились от наших моряков судостроению. И знаменитая судостроительная промышленность Японии взяла начало именно тогда. И память об этом японцы до сих пор чтут - местные жители регулярно приходят на могилы трёх наших моряков, оставшихся в Хедо, с российскими флагам.
- Константин Иосифович, многие ждут ослабление визового режима с Японией… Что делается на этом направлении?
Мы предлагаем японской стороне идти вперёд в этом вопросе — вплоть до полной отмены виз. Пока этого нет, и Япония остаётся одной из стран с самыми жесткими визовыми требованиями в мире. Например, дипломатические паспорта практически нигде уже не требуют оформления виз — в Японии такая виза требуется.
Безвизовый режим как эксперимент используется сейчас только на островах южно-курильской гряды — на российскую территорию возможен заезд японцев по спецсоглашению. Но это эксперимент, который ограничен временными и географическими рамками. Мы же готовы к радикальному ослаблению визового режима.
- Ещё одна резонансная тема — заключение мирного договора между Москвой и Токио, который так и не заключен со времен Второй мировой войны.
Надо понимать, что данный мирный договор — это символ нормализации отношений, и вряд ли он будет иметь практическое значение. Мы можем сотрудничать и сотрудничаем и без этого документа. Но он, безусловно, важен: консультации по его подготовке сейчас идут на уровне глав МИД.
- Когда они могут быть завершены?
Никто не определяет временные рамки этой работы и итоги таких переговоров. Понятно, что должен сложиться компромисс общественного мнения в наших странах. Пока что общество Японии не приемлет компромисса по вопросу Курильских островов. И в России мнение людей не меняется, находится на противоположном японскому мнению полюсе. Пока это взаимоисключающие позиции.
Понравилось интервью? Ставьте лайки и поделитесь с друзьями в соцсетях!