В детстве мы все хотели не просто играть в машинки, а сидеть за рулем гоночного болида, не просто склеивать модели самолетов, а самому стать летчиком, запуская по двенадцати миллиметровым рельсам составы с углем, представляли себя сильными и мужественными машинистами. Однако последнее было вполне осуществимо по достижению 10 лет. В советские времена во многих крупных городах были детские железные дороги.
Первая детская железная дорога была открыта в Тбилиси в 1935 году, и за последующие 6 лет до начала Великой Отечественной войны их стало полтора десятка. После окончания изнурительной войны, когда в стране ощущалась острая нехватка кадров, именно детские железные дороги предоставляли взрослой отрасли полностью дееспособную и подготовленную рабочую силу. После подобные кадровые кризисы в СССР случались не раз, и именно детские железные дороги помогали всей железнодорожной отрасли в целом – шло реальное обучение детей, половина которых впоследствии стабильно поступала в профильные учебные заведения. Все современные и перспективные на тот момент педагогические идеи использовались инструкторами ДЖД СССР: разновозрастные группы, профессиональное руководство, ОБЖ, НВП, УПК, ОПТ.
Список детских железных дорог несколько напоминает Книгу рекордов Гиннеса: имеется самая длинная ДЖД СССР (Свободненская) и самая короткая (Красноярская), самая полезная (Горьковская) и самая «паровозная» (в Ростове-на-Дону) самая простая (Уфимская) и самая неудачливая (Октябрьская).
Последняя была открыта в 1948 году и первоначально была названа в честь XXX годовщины ВЛКСМ, хотя в первоначальном проекте она точно повторяла маршрут императорской ветви, построенной в начале 20-го века для пригородных прогулок членов царской семьи. Она была построена из обрубков рельсов, оставленных после отступления немцев - до сих пор на некоторых из них можно найти в год выпуска: 1878, 1892, 1901. Невезучесть железной дороги проявлялась в том, что в своей истории она пережила наибольшее количество реконструкций: ее укорачивали, удлиняли, закрывали станции.
Те, кто стоял поближе, очень творчески относились к обучению железнодорожной смены. Например, с начала 1950-х годов здесь начались «профилактические дни»: по понедельникам движение прекращалось, инструкторы искусственно создавали незначительные сбои в оборудовании, а ученики должны были выявить и устранить все неисправности. В этой ситуации, конечно, не обошлось без клеветы и обвинений в разрушении и вредительстве, но все закончилось на удивление хорошо, и очень скоро все детские железные дороги СССР получили циркуляры о проведении «профилактических дней» на регулярной основе.