В данном случае под мечом подразумевается довольно широкий спектр вооружения - от каролинга до, в принципе, сабли. Приведенная здесь метода - упрощенная, приближенная к армейской, вся излишняя философия и прочие умствования безжалостно выкинуты )) Поехали!
Основные зоны и сектора
Для того, чтобы увидеть основные поражаемые зоны, воспользуемся нашей старой схемой.
Здесь, правда, не показан прямой нисходящий в голову, но ведь и схема-то - для ранней рапиры. Ею череп не рубили - твердый слишком. Зато есть два прямых нисходящих в плечи - тоже неплохо ))
Итак, основные поражаемые зоны, или, как говорят некоторые, сектора:
1. Голова и шея.
2. Ключица и плечо.
3. Живот (на уровне талии).
4. Бедро.
5. Колено.
6. Пах.
Удар в каждый из этих секторов может быть нанесен разными способами. Особенно это касается верхних зон.
Основные виды ударов
Если отбросить всю фехтовальную псевдопоэтику, то всего их 5:
1. Прямой сверху вниз (на схеме это - роверсо фенденте и дритто фенденте).
2. Диагональный сверху вниз.
3. Горизонтальный.
4. Диагональный снизу вверх.
5. Прямой снизу вверх (монтанте).
Самые "ходовые" - это удары в верхние сектора, в голову, ключицу и плечо. Особенно в плечо - туда легче всего достать. При этом удар может быть любым - диагональный сверху, горизонтальный, даже диагональный снизу!
Удар в голову возможен прямой сверху (в темечко), диагональный сверху или боковой, горизонтальный - в ухо или шею. Чуть менее вероятен, но возможен даже диагональный снизу - особенно если ты сам неудачно уклонился и вместо плеча подставил башку. Что ха-ха? В бою все бывает!
В бок может "прилететь" как классическим горизонтальным ударом, который направляется точно над тазом и под ребрами (там, где заканчивается кираса), так и любым из диагональных, верхним или нижним. Да, это не по учебнику ))) Это - не академическая школа, это скорее уличный драчливый фехт. Но ведь самое глупое, что можно представить - это то, что тебя будут убивать непременно по правилам, академически, по строгим заветам великих мастеров...)
В бедро обычно рубят горизонтальным или восходящим диагональным, снизу. В колено - только диагональным снизу вверх. В пах - прямым снизу вверх.
Упор на точность
В "академической" традиции удар ставят очень точно. Вся эта схема выверена столетиями, поскольку идет из тех времен, когда на противниках могла быть броня. В этих условиях очень важно засадить клинок точно в щель между смыкающихся бронепластин, например наплечника и брассара (набицепсника), перерубить хотя бы ремешок, и т.п. Поэтому "академический" фехтовальщик иногда действует как этакий робот - у него все точно и выверенно, все "как надо". Удар в ключицу или плечо - диагональный сверху, удар в живот - горизонтальный, "под краем кирасы", удар в ногу - строго восходящий диагональный, и так далее.
Однако реальная схватка отличается от боя примерно как боксерский спарринг от уличной драки. В бою все бывает, в том числе и, например, такое:
Заметьте - здесь как раз идет "неправильный" восходящий в плечо, да еще и с перехватом за ногу...) Но здесь длина оружия позволяет. Дюссаки - они короткие, 50-60 см в длину.
Да, кстати. Здесь еще и смещение. Помните, про что я писал в "Судьбе попаданца 2"? Здесь боец в красном зашел сбоку от бойца в зеленом . Недалеко зашел, на полшага, но этого достаточно. И зарезал "зеленого", как Мыкола свыню.
Есть аксиома: чем длиннее клинок, тем длиннее его траектория полета. Поэтому короткое оружие в некоторых случаях имеет преимущество перед длинным - оно очень маневренное. Рубить коротким клинком по "длинной" траектории сравнительно безопасно. А вот пускать по длинному "круговому" пути длинный меч - смертельно опасно, потому что получается медленно!
К вопросу о траектории
Длинная "траектория" - любая неочевидная. Т.е. видишь голову врага - бьешь в голову прямым верхним ударом. Самый короткий, но самый предсказуемый способ. А вот бить в голову сбоку, в горизонтальной плоскости, в район уха - вот здесь уже скрыта подляна, такой удар не всякий и сблокирует-то. Удар в ухо, кстати, на современных ролевых играх запрещен, даже если на противнике шлем. Именно по этой причине.
Но для бокового удара в голову придется вывернуть руку. Трактория полета клинка увеличится. И этот удар неизбежно окажется медленнее самого короткого и банального, поскольку он - длиннее.
Поэтому в бою всегда приходится выбирать между короткими, но предсказуемыми ударами и длинными, но неожиданными для противника. Лихтенауэр безоговорочно рекомендовал первый вариант. С ним можно было бы и поспорить... Но кто я такой, чтобы спорить с Мастером? ))
P.S. Да, еще. Чуть не забыл! При любом ударе обязательно полностью выпрямляйте руку.
Как здесь:
Согнутая в локте рука - минус 10-20 см зоны эффективного поражения. При блокировании тоже рука (или руки, если хват двуручный) выпрямляются полностью. Потому что блок на согнутых руках продавят.